© shejere

Этногенез башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

В литературе по этногенезу башкир встречается три основные гипотезы происхождения башкирского народа:

Кроме этих признанных теорий в последнее время появился ряд публикаций, в которых предлагается ещё одна:

  • промежуточная[6]

Содержание

Этногенез башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.
В литературе об этногенезе башкир можно увидеть, что существуют три основные гипотезы происхождения башкирского народа:

Тюркская теория

Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена.

Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин, Махмуд Кашгари.

В научной литературе тюркской теории придерживались П.И.Рычков, Т. Мюллер, И.Г.Георги. В.М.Флоринский. Впоследствии теория была развита С.И.Руденко,Н.В.Бикбулатовым, Н.А.Мажитовым, Р.Г.Кузеевым с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.

Этапы формирования по Р.Г.Кузееву:[11]

  • С середины I тыс. н.э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).
  • В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайнатархан, кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.
  • Взаимодействие местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)
  • Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами - основа становления древнебашкирского этноса.
  • XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.
  • В XIII—XIV вв. мощный приток в Исторический Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа – катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа – табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа – мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.
  • В XV — первая половина XVI в. - углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.[11]

З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов.[12]

В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т.д.[11]

Угорская теория

Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён.

Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию.

В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке. Путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».

В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В.Н.Татищев (1686—1750), Н.М.Карамзин (1766—1829), Д.А.Хвольсон). Н.М.Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».

Теорию развивали М Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н.П.Шастина; среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи.[11]

В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей.

Т.М.Гарипов и Р.Г.Кузеев писали, что «существование в исторической науке .... определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество... (башкир и венгров), лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом». [13] Однако, Р.З.Янгузин не столь категоричен, и считает, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».

Иранская теория

С.А.Галлямов, опираясь на археологические материалы и на исследования члена-корреспондента Академии наук СССР, доктора филологических наук Николая Дмитриева, указавшего на наличие иранской фонетики в современном языке башкир Южного Урала, иранскую теорию происхождения башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса.[14][15].
В настоящее время гипотеза С.А.Галлямова считается ненаучной.[16] Между тем, сама постановка проблемы иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе вполне научна и рассматривается, во многих работах, разрабатывающихся в рамках признанных 3 концепций.

С.Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори» ...
О негативных же сторонах или исторических «ляпах» в творениях С.Галлямова мне писать не позволяет объем — они видны невооруженным глазом, их достаточно просто прочитать. ...эта, четвертая версия, точнее постановка проблемы (проблема иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе), — о сако-иранском компоненте в языке и культуре башкир существует не только в фантастических писаниях С.Галлямова, но и разрабатывается вполне серьезными учеными, без всякой спекуляции. В качестве примера цитирую статью серьезного ученого, доктора филологических наук, профессора Э.Ф.Ишбердина: «Поскольку башкирский и персидский язык относятся к разным языковым семейством, древнейший пласт можно признать субстратом, т.е. он является следствием участия осколков древнеиранских племен в этногенезе башкирского народа» (Бердин А.Т.)

Под иранской теорией происхождения башкир подразумеваются сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам[17][18][19].

Промежуточная теория Р.З.Янгузина

Начинает складываться в начале XIX в. Суть этой теории состоит в том, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена.

Впервые мысль о равноправном вкладе угорских и тюркских предков в происхождении башкир высказал А.Шлецер. [20]. Аналогичные утверждения высказывали К. Край, А. Вамбери, и др. Среди российских учёных поддерживали теорию Н.Аристов, А.Дмитриев, С.А.Токарев[11] А.Плюшар о происхождении башкир писал: «по физическим чертам башкиры составляют нечто среднее между финном и турком и можно заключить с некоторою достоверностью, что они могли произойти от смешения финских и турецких, которые обитали здесь в начале н.э.»[21] Крупный финский языковед и этнограф А.Кастрен (1813—1852) считал, что «башкиры являются смесью остяков и татар, с которыми они, благодаря их местожительству, вынуждены были соприкасаться».[22].

В СССР эта теория не развивалась, возможно, вследствие обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу.[11]

Недостатки теории Р.З.Янгузина: смешанный состав этноса это очевидный фактор, поскольку все этносы мира имеют от двух или более этнических субстратов. Поэтому в исторической науке не выделяют смешанный состав этноса в отдельную теорию этногенеза. Следует учесть, что никто из историков, кроме самого Р.З.Янгузина, всерьёз промежуточную теорию происхождения башкир не рассматривал[23].

Примечание

  1. Р.Г.Кузеев. Происхождение башкирского народа. М, Наука, 1974
  2. Янғужин Р.З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан (Из истории башкирских племён). Өфө: “Китап”, 1995
  3. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. М. Наука, 1985
  4. Decsy Gy. Einfuhrung in die finnisch-ugrische Sprachwissenschalft. Wiesbaden, 1965, стр. 149-150.
  5. М.И.Артамонов. История хазар. М.-Л., 1962, С.338.
  6. С.И.Руденко. Башкиры. М.-Л., Наука, 1955, с.351.
  7. К.Ф.Смирнов. Ранние кочевники Южного Урала//Археология и этнография Башкирии. Т.IV. Уфа, 1971. С.72.
  8. Р.М.Юсупов. Краниология башкир. - Л., Наука, 1989.
  9. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и Древний Восток. М., 1992. С. 198-199.
  10. Галлямов С.А. Башкорды от Гильгамеша до Заратуштры. Уфа, РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 1999.
  11. 1 2 3 4 5 6 Янгузин Р. Этногенез башкир
  12. Заки Валиди Тоган - Воспоминания, М. 1996
  13. Р.Г.Кузеев Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.Наука, 1974.
  14. Галлямов C. Великий Хау Бен (Исторические корни башкордско-английского языка и мифологии). Уфа, Госкомнауки РБ, 1997
  15. Башкорды от Гильгамеша до Заратуштры. - Уфа: РИО РУМНЦ РБ, 1998
  16. Бердин А.Т., Молоток для кривых зеркал. Уфа: Изд-во "Аэрокосмос и ноосфера", 2006.
  17. Петров К.И. Тюркские корни сармат//Археология и этнография Башкирии. Башкортостан, Уфа, 1971, АН СССР ОИБФ, С.333-335
  18. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа, Китап, 2009, ISBN 978-5-295-04960
  19. Муратов Б.А. Скифо-сарматский этнический компонент в истории и этногенезе башкир//Тезисы ХХХVIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции (31.01-03.02.2006). Астрахань: «Астраханский университет», 2006.
  20. Русские летописи на древнеславянском языке. Ч.II. СПб., 1816. С. 339
  21. Т. 5. СПб., 1836. С. 131
  22. Ethnologische Vorlesungen uber die altaischen Volker. Petersburg, 1857. С. 92
  23. Янгузин Р. Этногенез башкир.//Ватандаш. Уфа, 2002, №5, С.132–147.

Ссылки

Форум для обсуждения: Nations.unoforum.ru

Внимание!!! Статьи будут периодически дополняться!

 

Бесплатный хостинг uCoz