© shejere

Башкирские племена

Башкирские племена — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир. Характеризуются, помимо названия, своим шежере и сложившимися 4 атрибутами символики (тамга, дерево, птица, оран ( родовой клич)). В силу сложного характера этногенеза башкир единого термина в башкирском языке не существует. Если для рода такой термин есть (башк. ырыу), то для разных родовых объединений и родовых подразделений термины различаются (ара, нәҫел, ҡәбилә, аймаҡ, төбә, ос и др.).

Содержание

Классификация

Существуют разные принципы классификации. В основу классификации башкирских племён положен список П. И. Рычкова, наложенный С. И. Руденко в основу карты, отражает родо-племенной состав башкир:

Впервые предпринял попытку составить карту расселения башкирских племен и родов С. И. Руденко. Не имея по существу предшественников, он столкнулся с весьма трудной задачей. Она усугублялась тем, что С. И. Руденко специально по родо-племенному составу башкир материала не собирал. В то же время обобщение и историко-этнографическая интерпретация накопленных сведений по материальной культуре требовали их корреляции с этническими (родо-племенными) группами. С. И. Руденко воспользовался размежеванием башкирских земель, которое с 1898 г. проводилось царским правительством главным образом в целях выявления «свободных» земельных площадей. В процессе межевания вотчинные права башкир были проверены администрацией на основании грамот, выданных некогда башкирским родам (или их подразделениям). Земли таких родов (или их частей) подтвержденные вотчинными грамотами, вымежевывали в особые «башкирские дачи». В комиссиях по размежеванию башкирских земель, созданных в Уфимской, Оренбургской и Пермской губерниях, были собраны все материалы и документы о вотчинных правах башкир, на основании которых составлены карты башкирских земельных дач. В 1907 г. С. И. Руденко получил от этих комиссий списки всех башкирских дач с картами земельных участков и с данными по их географическому распределению (Руденко, 1916, стр. 19; 1955, стр. 54). Наименования башкирских земельных дач были сопоставлены им с родо-племенными этнонимами списка «волостей и родов», опубликованном в середине XVIII в. П. И. Рычковым (1762, стр. 93—100). Сопоставление показало совпадение наименований многих земельных дач с названиями «волостей», а также «тюб и аймаков» из списка П. И. Рычкова. Следуя избранной методике, С. И. Руденко причислил все или почти все башкирские дачи к тому или иному роду (Руденко, 1955, стр. 55—59). В ходе работы обнаружилось, что в XVIII в. вотчинные грамоты на земли получали не только башкиры, но и мишари, и татары, которые в этом случае начинали числиться башкирами-вотчинниками. Башкирские же роды или их части, потерявшие в силу обстоятельств вотчинные права на земли, переходили в разряд припущенников (улу-катайцы, зауральские айлинцы и др.) и, следовательно, в списке земельных дач отсутствовали. В твердо установленных случаях С. И. Руденко, опираясь на свой материал, внес в список башкирских дач соответствующие коррективы: из него были исключены татаро-мишарские дачи и включены названия башкирских родов или их подразделений, перешедших вместе с утратой земельных прав в разряд припущенников. Сгруппировав полученные таким образом «настоящие» башкирские земельные дачи в соответствии со списком П. И. Рычкова, С. И. Руденко на основании полученных им межевых карт синтезировал «Карту родовых групп и земельных башкирских дач», которую впервые опубликовал в 1916 г. В 1955 г. в связи с тем, что новые материалы не были накоплены, карта без всяких изменений была издана вторично.

— Кузеев Р.Г. «Происхождение башкирского народа»

… список П. И. Рычкова, положенный С. И. Руденко в основу карты, отражает родо-племенной состав башкир, уже успевший в какой-то степени трансформироваться в рамках волостной административной системы. Племя табын, например, П. И. Рычковым (и соответственно С. И. Руденко) расчленено между тремя, катай — между двумя волостями и т. д. В то же время ряд племен, особенно в западной Башкирии, С. И. Руденко произвольно сгруппировал в более широкие объединения. Сочетание племен еней и байлар, таз и ирэктэ, илан и киргиз и некоторых других в единых «родовых группах» никакого этнического значения не имеет. Территории расселения «родовых групп» определены весьма обобщенно. С. И. Руденко писал по этому поводу: «Площади башкирских дач нанесены вместе с живущими на них иноплеменными припущенниками» (Руденко, 1916, стр. 19).

— Кузеев Р.Г. «Происхождение башкирского народа»

Иштеки

Иштеки (башк. Иштәк, Үштәк, тат. Иштәк, Үштәк, каз. Естек) — этническая группа башкир, проживавшая на территории современных северо-запада Башкортостана, юго-востока Татарстана и юга Пермского края («позднейшие Казанская и Осинская дороги Уфимского уезда и бассейны Сылвы, Ирени в Кунгурском уезде»[1]), имевшие государственность (наряду с татарами, ногайцами ("ногаи", башк. Нугай, тат. Нугай) и другими группами башкир ("башкурды, башкирцы") в виде Мангытского юрта Казанского ханства, входившего затем в Ногайскую Орду, и обозначавшиеся в XVI-XVII вв. под этнонимом «иштяки»[1].

Государственное образование Ногайский (Мангытский) юрт в XVI в. был под двойной юрисдикцией — Казанского ханства и Ногайской Орды. «При этом местное ясачное население выплачивало ясак как казанским ханам, так и "выход" Ногайской Орде» [2].

Некоторые учёные, связывают этноним иштяки с тюркизованной формой этнонима остяки, другие учёные считают, что под этнонимами башкорт и иштяк скрыты один и тот же племенной союз, но Трепавлов В.В. и, вслед за ним, Д. Исхаков выделяют два башкирских субэтнонима (племенных союза) в XV-XVI вв: иштяки (западные башкиры, башк. Иштәк) и собственно башкиры (восточная группа, башк. Башҡорт) [3].

Ногаи

Ногаи — субэтноним в составе южных башкир (одноименный ногайцам, но не тождественный им), живших на территории Ногайской Орды, а затем на территории Ногайской даруги.

Что касается "башкир", то они для XV-XVI вв. вряд ли могут быть отделены от общей массы племен, образовавших население Ногайской Орды, что в исторических преданиях башкир передается следующей формулой: "нагаи и башкиры составляли как бы один народ". Неслучайно, кроме четырех племен (мангыты, найманы, конграты и кыяты) монгольскою происхождения, остальные племена из Ногайской Орды невозможно однозначно подразделить на собственоо "ногайские" и "башкирские". В этом же русле можно рассматривать и часть случаев употребления этнонимов "ногайцы" и "башкиры" как взаимозаменяемых. Тем не менее следует признать, что у группы племен (мин, бурзян, кыпчак, усерган, тамьян), входивших в Ногайскую Орду, по фольклорным данным обнаруживается устойчивое бытование этнонима "башкорт". Их наряду с отдельными "иштякскими" племенами (племя юрматы), ушедшими на юг, можно отнести к низовой (ясачной) страте Ногайской Орды.

— Д. Исхаков "Татары" М.: "Наука" (грифы РАН и ИЭА РАН, серия "Народы и культуры"), 2001

Географическая классификация

Согласно Р.Г.Кузееву[4] башкирские племена классифицируются по 4-м географическим группам:

  • Северо-восточная группа
    • Айлинская подгруппа (айле, кудей, мурзалар, дуван, кошсы, сызгы, упей),
    • Катайская подгруппа (катай, сальют, бикатин, сынрян, терсяк, калмак, казачий башкорттар),
    • Табынская подгруппа (табын, кувакан, сырзы, бишул, бадрак, кумрук),
  • Юго-западная группа (минские башкиры),
  • Северо-западная группа
    • Камско-икская подгруппа (буляр, байлар, юрми, родовая группа ирэкте),
    • Нижнебельская подгруппа (еней, гэрэ, елан, кыргыз, ельдяк, канглы, дуваней, каршин, таз, уваныш),
    • Северная подгруппа (уран, гайна, балыксы, су-ун, танып).

Историко-этнографическая классификация

З. Валиди предложил разделение по историческим обстоятельствам складывания башкирского этноса; по происхождению разных родовых объединений он выделил 4 группы. Р.Г.Кузеев, в ходе своих исследований в этом направлении, развил эту идею дальше и выделял уже семь историко-этнографических групп (пластов):

  1. древнебашкирский (бурзян, уран, юмран, ягалбай и др.),
  2. ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, кальсер, терсяк, упей, уваныш и др.),
  3. булгаро-мадьярский (юрматы, буляр, танып и др.),
  4. огузо-кыпчакский (айле, сарт, истяк),
  5. кыпчакский (канлы, кошсы, салъют, бадрак, мин, миркит, и др.),
  6. ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы),
  7. пласт, связанный с этническим взаимодействием с народами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татар (в том числе мишарей и тептярей), казахов, калмыков, каракалпаков, сартов и др.)

Социальная организация и традиции

  • Народное собрание (башк. йыйын)
  • Совет старейшин (башк. аҡһакал)
  • Бии, баи, батыры
  • Кровная месть (башк. барымта)

Союз семи племён (ете ырыу)

  • В южном Башкортостане широко бытует предание о существовании в эпоху ногайского господства или раньше - союза семи башкирских племен - ете-ырыу. Разные информаторы включают в объединение ете-ырыу различные племена. Так согласно эпосу «Кусяк-бий»[5] союз башкирских племён в XIV - XVI веках состоял из юго-восточных племён бурзян, тамьян, усерган, тангаур и кыпсакских родов (кары-кыпсак, санкем-кыпсак и кыпсак). Уже в другом эпосе «Алып-батыр» в союз башкирских племён включены кыпсак, тангаур, усерган, тамъян, юрматы, бурзян, табын[6]. Ф.Кузбеков приводит вариант: бурзян, тамьян, тангаур, усерган, кыпсак, бушман-кыпсак, и юрматы[7].
  • В связи с присутствием в названии сакраментальной цифры перечисляются обязательно семь (обычно юго-восточных) племен или родов. Старое предание передает и П.Небольсин, но он в союз ете-уру включает, кроме тамьянцев, только кыпсакские роды[8].
  • Судя по данным исторического фольклора (эпос «Бабсак и Кусяк»), племенной союз (объединявший прежде всего племена бурзян, усерган, тамьян и тангаур) в юго-восточной и южной Башкирии в XIV—XV вв. действительно существовал, однако наименование «ете-ырыу» он получил лишь впоследствии. Народное воображение приложило к «героическим» временам своей прошлой истории привычные этнонимы, придав им совершенно новый, соответствующий историческому повествованию, смысл.
  • Происхождение этнонима ете-ырыу[9]
    • На самом деле этноним «ете-ырыу» имел смысл этнический, в том числе и на башкирской почве. Ете-ырыу, это название одного из башкирских родов, входящего в состав племени кыпсак. Родо-племенные организации с аналогичным названием имеются в составе и других народов (к примеру, роды джеты уруу, еди-уруг или жети-урук входили в состав киргизского племени сарыбагыш[10], туркменского племени салор[11], казахов Малого Жуза[12] и т.д.).
    • Род ете-ырыу в состав кыпсаков включен условно. В XVII — XIX вв. башкиры этого рода, расселявшиеся на кыпсакской земле, были настолько смешаны с кыпсаками, что были неотделимы от них. В то же время род ете-ырыу исторически и этнически тесно связан с племенами Дешт-и-Кипчака. Сами кыпсаки эту группу долгое время считали не башкирской, а казахской, хотя в XIX в. с центром в дер.Ташлы существовал смешанный татаро-башкирский ете-ырыуский кантон.
    • Башкирский род ете-уру этнически восходит к казахскому роду жетыруу Малого Жуза. П.Небольсин передает рассказ «кочующих на Тоболе киргизов» о том, что «башкирцы джиди-ру... потомки нескольких семей киргизов кыпчацкого рода, с весьма давцих времен перешедших из Сибири через Урал» и «вступивших в родственные связи с башкирцами»[13]. Предки башкир рода ете-ырыу могли переселиться в Башкирию и с более близких земель; казахи рода Джеты-ыру, по описанию В.В.Радлова, еще в XIX в. кочевали «около Оренбурга и Уральска»[14], т.е. по соседству с современной территорией рода. Таким образом, в сознании башкир имело место смешение (перешедшее на страницы некоторых исследований) союза из семи или нескольких племен эпохи эпического сказания «Бабсак и Кусяк» и небольшого рода ете-ырыу на самом юге Башкортостана, этнически тесно связанного с кыпсаками.
  • Современные вариации легенды о ете-ырыу
    • В настоящее время в народе наиболее популярен (прим. - к исторической действительности не имеющий никакого отношения) вариант Р.З.Янгузина, который к ете-ырыу относил такие башкирские племена как бурзян, усерган, тангаур, кыпсак, катай, мин, табын[15].
    • Легенда о ете-ырыу отражена и в семилепестковом цветке курая - на флаге и гербе Башкортостана.

 

Сводная таблица башкирских племен по различным источникам

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Юго-восточная группа
бурзян бурзян бурзян бурзян бурзян Бурзян [16] древнебашкирский
мунаш (род бурзян)
ягалбай (род бурзян) древнебашкирский
тамьян тамьян тамьян тамьян Тамьян [16]
усерган усерган усерган усерган усерган Усерган [16]
юрматы юрматы юрматы юрматы [17] булгаро-мадьярский
тангаур тангаур тангаур тангаур тангаур Тунгэк? [16]
кыпсак кыпсак (кыпсакский род) кыпсак кыпсак кыпсак Кыпчак [16]
кары-кыпсак (кыпсакский род)
карагай-кыпсак (кыпсакский род)
санкем-кыпсак (кыпсакский род)
бушман-кыпсак
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Северо-восточная группа
айлин
катай катай Катай [18]
табын табын табын
бишул (западные табынцы)
дуван (западные табынцы)
кальсер (западные табынцы) ранний финно-угорско-самодийский
кесе (западные табынцы)
сарт (западные табынцы) огузо-кыпчакский
юмран (западные табынцы) древнебашкирский
кара-табын (восточные табынцы)
барын (восточные табынцы)
кубаляк (восточные табынцы)
теляу (восточные табынцы)
омиркул (восточные табынцы)
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Юго-западная группа, Караидельско-демская подгруппа
мин мин кыпчакский
кудей
ельдяк
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Северо-западная группа, Камско-икская подгруппа
байляр
юрми
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Северо-западная группа, Камско-икская подгруппа
буляр булгаро-мадьярский
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Северо-западная группа, Нижнебельской
еней
гэрэ
елан
киргиз
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Северо-западная группа, Тулвинско-мулянская подгруппа
уран древнебашкирский
гайна
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Северо-западная группа, Таныпская подгруппа
танып танып, булгаро-мадьярский
казанчи (таныпский род) танып, булгаро-мадьярский
Кайпан (таныпский род) танып, булгаро-мадьярский
таз (табынско-кыпчакское образование) танып, булгаро-мадьярский
Ирэкте (табынско-кыпчакское образование) танып, булгаро-мадьярский
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Северо-западная группа, Караидельская подгруппа
Балыксы
Ун
Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Вне групп, или не найдены при составлении таблицы
Сызгы ранний финно-угорско-самодийский
Терсяк ранний финно-угорско-самодийский
Упей ранний финно-угорско-самодийский
Уваныш ранний финно-угорско-самодийский
Айле огузо-кыпчакский
Истяк огузо-кыпчакский
Канлы кыпчакский
Кошсы кыпчакский
Салъют кыпчакский
Бадрак кыпчакский
Миркит кыпчакский
ногай-бурзян ногайский
ногай-юрматы ногайский
Казаяк казаяк [18]
Туркмен туркмен [18]
Булэкэй Булэкэй [18]
шайтан-кудейские башкиры шайтан-кудейские башкиры [18]
дуванские башкиры дуванские башкиры [18]

Расселение башкир

Карта: «Деление Уфимской провинции на даруги», «Ландкарты Оренбургской губернии» Красильникова, 1755 год

После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханства:

«Зауральскіе Башкирцы находились подъ властію Сибирскаго Хана; Бѣльскими, то есть по рѣкамъ Бѣлой и Ику жившими, владели Ханы Казанскіе; а Горскіе принадлежали Нагайскимъ Ханамъ».

— П. И. Рычков «Топография оренбургская», Ч. I, СПб., 1762, С.84

После вхождения Башкирии в состав России, территория нынешнего Башкортостана в XVI—XVII вв. обозначалась как Уфимская провинция Оренбургского края или Башкирия[19], которая состояла из следующих административных единиц: Казанская дорога, Ногайская дорога, Осинская дорога и Сибирская дорога.

«С того времени Уфимский уезд или паче вся Башкирь (Башкирия) разделена на четыре дороги, именованные по сему: к Сибири лежащая сторона названа Сибирская дорога, к Казани — Казанская, к пригороду Осе (кой построен на Каме реке) — Осинская, а к степным народам прозвана Ногайскою, которые наименования в рассуждении всей Башкирии и поныне наблюдаются»

— Рычков Пётр Иванович: «Топография Оренбургская» СПб., 1762

Шежере означает на башкирском языке родословную. По башкирским шежере башкиры населяли следующую территорию:

Когда я сказал, что царь пожаловал мне (чин) мурзы, а мурзе ясака нет, народ ответил: волю падишаха одобряем. Мне Татигачу, ясака не положили. Сто куниц ясака роды, обязанные нести повинность (досл. должные доставлять), уплатили. Затем, уплатив ясак, землю разделили на четыре тюбы. Во-первых, (земли) от истока (реки) Ашкадара и до устья, с впадающими с обеих сторон (в нее) речками, с лугами, камышами и степями... до устья Нугуша с впадающими в нее речками сделали одной долей. И еще (земли) от устья Нугуша, (включая) реки, впадающие с обеих сторон в Белую, с лесами и лугами, исток (реки) Тор и исток (реки) Селяук вместе с лесом Кирыкбаш до метки горы Тура-тау сделали (еще) одной долей. Гору Тура-тау, гору Шэкэ-тау и гору Куш-тау, (земли) от устья Стерли, от истоков рек, протекающих по возвышенности, (лежащей) между верховьями (рек) Куганак и Уршак, и от верховьев рек, впадающих в Асау с возвышенностями, лугами сделали (еще) одной долей. И (земли) от устья Уршака, Асау, от лесочка Маленький Буляк, Бурсык, затем от горы Джуряк с долиной Каратугай по (реке) Белой, от (рек) Кукуша, Зигана с впадающими (в нее) с обеих сторон водами, с верховьев Каламана с верховьев Тора и Шинешмы сделали (еще) одной долей. После этого бросили жребий. Эти жребии выпали: первый жребий — с впадающими в Ашкадар водами, со степями достался мне, Татигачу, второй жребий — Тирук с описанными (выше) водами, лугами и лесами выпал старосте Азнаю, третий жребий — Стерли, Куганак, Селяук с описанными (выше) водами, полями, лесами достался Илчикей Тимеру, четвертый жребий — Зиган, Каламан, Шешеняк с описанными (выше) водами, степями, лесами выпал Кармышу.

— Шежере племени Юрматы. Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 33—35

Великий наш шах и царь Иван Васильевич Грозный, начиная с 1547 года, приходил вместе с русским войском [досл., обществом] брать город Казань; после многих сражений при татарском хане Ядкаре 2 октября 1552 года [Иван Грозный] окончательно взял [город] в свои руки. И так же, как [сделали] в городе Казани, сделали в юртах. После этого башкиры четырех племен, [которые живут] к востоку от Казани, послали к этому царю Ивану одинаково знатных людей. Он сам желал их прибытия. 1-ый из них от племени Усерган князь Бикбау. 2-ой от племени Бурзян князь Искэ-бий. 3-ий от племени Кыпчак князь Мешавли Каракузяк. 4-ый из Тамьяна, князь Шагали Шакман.

Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известными Ивану Грозному. Башкир [досл., башкирское общество] приняли [в русское подданство] с [условием] верной службы [царю]; после принятия в подданство [царь], оказав милость, наградил их самих [т. е. послов] тарханским званием; [затем] обратились с нижайшей просьбой отмерить [башкирам] их земли, воды и выдать им [на владение этими землями] грамоту. По их [т. е. башкирских послов] просьбе, он, великий царь Иван Грозный, своим указом [повелел] эти земли отмерить, то есть определить их границы. Для этого в Ногайскую и Сибирскую дороги направил повелительные письма; опираясь на эти письма, народ «семи племен», посоветовавшись [между собой] и согласившись [друг с другом], решили земли, которыми владели их племена, как то степи и леса, разделить. И в 1564 году согласились [платить] ясак. Положенный Грозным ясак [состоял] из лошадей и куниц, и лисиц, и разного другого ясака, — который, посоветовавшись, разделили [между собой].

О [границах] некоторых отмеренных земель ниже рассказывается.

Сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарымсака, верхняя граница до Бузсавыла, по рекам Кизил, Сакмара и Зилаир от истоков до устья и с горами, и по рекам Ачили, Учкалик, и двум Сурэмам от истоков до устья с горами, и [далее] с верховья Саелмыша, с верховья рек Аяк, Мену, от брода [реки] Кираузэ, от реки Мену до Одинокой ивы, и через Ногайский брод от Иртубека до вершины Уксэр, и от истока Сулака, от леса [досл., лиственницы] Уткэш, горы Миазак, верховий Калмака и Башазилар с горами и водами, и от поля Айин-луг, от истоков Элэмсэта, от горы Алти Тура [на берегу] Сакмары до вершины Лаембирде, и от брода реки Таналык вместе с камышами, от Тюбы [небольшой горы, вниз по реке Четум — все эти] земли стали владениями башкир племен Тунгэк и Усерган. Затем [земли]: нижняя граница — от упомянутого Сарымсака, три [реки] Узени, до горы в степной стороне, три реки Чезми и Кэмэлек от истоков до устьев со всеми горами, верхняя граница — до глубокого озера, например [озеро]Дурт-куль, все эти земли стали особенным владением племени Бурзян. У Усерган с Бикбау-князем, у Тамьян с Шагали Шакман-князем, у Бурзян с Искэби-князем, у Кыпчак с Мешавле Каракузяк-князем, у всех племен были [племенные] земельные владения. Те земли, которые, посоветовавшись и отмерив, отделили, в упомянутом городе Казани закрепили в книге.

— Шежере башкир племени Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян. Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 71-72.

В 1552-м году во 2-ой день октября русские взяли город Казань и построили дома. И затем, в 1564-й год, [послы] четырех башкирских племен, а именно от Усергана князь Бикбау Тадкачев, от Кыпчака князь Мешевле Кара Кузяк, от Бурзяна князь Искэ-бий, ходили от указанных четырех племен, будучи приглашенными в город Казань к великому князю Ивану Васильевичу, [надеясь] на справедливость царя России. Из-за страданий, [которые] одни [башкиры] испытывали от Бусай-хана, другие от ногайского мурзы, или Бирган-бия Актуша, из-за отсутствия [у них справедливости, из-за многочисленности обид, этого Бусай-хана и бия Актуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу. Стали подданными великого князя Ивана Васильевича. От имеющихся на нашей земле богатств [досл., занятий, промыслов], а именно мед, шкуры куницы, а некоторые — выдры и бобра, — доставили [царю] ясак. Но этот ясак разложили между башкирами,[живущими] в лесах различными родами [и] исповедующими мусульманскую религию, а именно: по реке-Инзер — [род] Катай, по [реке] Сим — [род] Казаяк, по [реке] Лемеза — [род] Туркмен, по реке Уфа — [род] Булэкэй, по [реке] Узень — шайтан-кудейские башкиры, по [рекам] Киги, Большой Ик, берущими начало [досл., выходящими] из Уя, — дуванские башкиры, усерганские, бурзянские башкиры, [живущие] по Сакмаре, Белой...

... после этого в 1648 году, согласно данной на основе мусульманской религии клятве, верно служа великому царю, воевали Ригу, Азов и победили его [т. е. царя] врага. Затем 1802, 1803, 1804 и 1805 годы были годами царствования [досл., эпохой] нашего царя Павла Петровича. От [имени] четырех башкирских племен — Усерган, Кыпчак, Тамьян, Бурзян, все живущие на этой земле народы [т. е. башкиры этих четырех племен], имея между собой полное согласие, через поверенного по делам просили милостивого великого царя разрешить высочайшим повелением разделить между четырьмя племенами земли, воды и леса, оставшиеся [нам] в наследство от наших дедов, [которые], будучи под покровительством хана Чингиза Темучина, [получили эти земли] с благосклонного его разрешения...

Разделенные с [общего] согласия наши земли будут известны из следующего: сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарайчика, верхняя граница от Бузсавыла, [притока] Яика, еще река Сакмара, а также река Ик, еще Ислы, Ускэлек, два Сурэма, эти [реки] от верховьев до низовьев, [далее] с верховья Саелмыша, от брода [реки] Крэулэ, от реки Минау до Одинокой ивы, еще через Ногайский брод, от Яртубэка до горы Укчез, еще от истока Сулука, [речки] Минаушлы, от леса [досл., лиственницы] Уткаш, и от камышов верховья Миэрдэка до горы у речки Минаушлы, от камня Алты Тура [на берегу] Сакмары до горы Лайинбирдэ, еще от Яркадака, через Черный лес, от кургана в верховьях Камышлау, от устья Айриурика, от реки Зим — [все эти земли] Усергана с Кыпчаком, Тамьяна и Бурзяна. Затем еще в степной стороне — нижняя [граница] от старого Сарайчика, течение реки Узень с тремя притоками Зайну, верхняя граница озера Дурт-куль, земли асаба [племен] Бурзян и Усерган.

— Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 78-79.

Примечания

  1. 1 2 Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
  2. Р. Амирханов, И. Габдуллин «Надыровская волость»
  3. Трепавлов В.В. «Ногаи в Башкирии, XV - XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения». - Уфа, 1997; Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
  4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С. 105-106.
  5. Энциклопедия Башкортостана
  6. Алып-батыр
  7. История, культура и география Башкортостана: малая юношеская энциклопедия - Уфа, Здравоохранение Башкортостана, 2008 ISBN 5-8372-0069-X
  8. Небольсин П. О башкирах//Вестник РГО, отделение этнографии, кн.4, 1852? C.3.
  9. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С.115.
  10. Абрамзон С.М. Этнический состав киргизского населения северной Киргизии. ТКАЭЭ, Т.IV. М., 1960, стр. 37
  11. Винников Я.Р. Родо-племенной и этнический состав населения Чарджоуской области Туркменской ССР и его расселение//Труды ИИАЭ АН. Турк.ССР, серия этнография. Ашхабад, 1962, стр. 27
  12. Востров В.В. Родо-племенной состав и расселение казахов на территории Тургайской области (кон. XIX-нач.XX вв.).Труды ИИАЭ АН КазССР, т.16, 1962, стр. 81.
  13. Небольсин П. О башкирах//Вестник РГО, отделение этнографии, кн.4, 1852. стр. 17
  14. Радлов В.В. Этнографический обзор тюркских племён Южной Сибири и Джунгарии. Томск, 1887, стр. 23.
  15. Янғужин Р.З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан (Из истории башкирских племён). Өфө: “Китап”, 1995
  16. 1 2 3 4 5 Шежере башкир племени Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян. Башкирские шежере. Уфа, 1960
  17. Шежере башкир племени юрматы. Башкирские шежере. Уфа, 1960
  18. 1 2 3 4 5 6 Башкирские шежере. Уфа, 1960
  19. П. И. Рычков «Топография оренбургская»

Источники

Форум для обсуждения: Nations.unoforum.ru

Внимание!!! Статьи будут периодически дополняться!

 

Бесплатный хостинг uCoz