© shejere

Дулаты

Дулат
Dulat`s land.png
Современный ареал расселения и численность

Flag of Kazakhstan.svgКазахстан

Flag of the People's Republic of China.svgКитай

Flag of Uzbekistan.svgУзбекистан

Flag of Kyrgyzstan.svgКыргызстан

возможно — и иные регионы Азии

Язык

Казахский язык

Религия

Ислам суннитского толка

Расовый тип

европеоидный, монголоидный

Входит в

Казахи

Родственные народы

другие Тюрки

Происхождение

Тюркское

Дулаты (каз. Дулаттар /dulattar/; ед. Дулат /Dulat/,Устаревшее название - Дулу,Дуло) — древнее кочевое племя, являющая коренным населением Семиречья и самая многочисленная группа в составе Старшего жуза казахской народности. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи.

Некоторые люди ошибочно путают племя с монгольским племенем «Доклат/Доглат», а само племя Дулат не имеет никакого отношения к племени Доглат[источник?]

По сельскохозяйственной переписи 1906—1912 гг. дулатов насчитывалось 334 тыс. человек, в том числе в Таразе — 60,8 % казахского населения, в Алматы — 41 %, в Шымкенте — 32,8 %, в Бишкеке — 93,7 % казахского населения [1]

Содержание

1 Уран, тамга

Уран, тамга

Уран (родовой (боевой) клич) — «Бактияр». Тамга (родовой символ) — «Домалак». Этимология слово «Домалак» — тотем Солнца (Күн белгісі). Домалак ана-күн домалақ; Нурилла- күн нұрлы; Сары байбише- күн сары; Жарыкшак-күн жарық;-Нұр ұл или Нурин- күннен тараған. Здесь можно находить ещё одну историческую параллель: Домалақ ана-Нурилла-Сары байбише все они — Алангоа.

тамги и ураны.

Этническая принадлежность Дулатов

Вопрос об этнической принадлежности дулатов служил неоднократно предметом спора многих исследователей – одни считали их выходцами из монгольских степей (Рашид-ад-Дин, Ч. Валиханов), другие –тюрками (Н. Аристов, С. Аманжолов). По новейшим данным этническую основу дулатов составили племена Западно-Тюркского каганата (VI в.), известные в письменных источниках под названием «дулу» (пять племён дулу и пять племён нушиби – обитатели Семиречья). В 766 г. дулаты вошли в состав государства Караханидов (766–1137 г.г.), затем киданей (кара-китаев, 1137-1219 г.г.) и наконец монголов. В Чагатайском Улусе (1224–1348 г.г.), позже дулаты основали свое собственное государство Могулистан, после развала Могулистана вошли в состав Казахского Ханства.

 Состав племени

Племя Дулат делится на 4 рода:

  • Ботпай — құдайқұл, қоралас, шағай, бидас.
  • Шымыр — бекболат, шынқожа, темір, сәмбет.
  • Жаныс — жарылқамыс, шегір, өтей, жалмамбет, жанту, оймауыт, жантай.
  • Сиқым — борас, тоғас, буас, шуылдақ, қусирақ, ақылбек, құттыбай, ескелді,бағлан, есбол, қарақойлы, аккойлы.

История

Происхождение этнонима дулат восходит к термину дулу (объединения пяти племён из десятистрельных тюрков Западно-тюркского каганата)[2].

Наиболее подробные сведения по истории своего племени дулат приводит историк Мирза Мухаммад Хайдар дулати. По его свидетельству дулаты были «одним из главных и могущественных племён Могулистана».

В период упадка Чагатайского улуса дулатская знать решила создать самостоятельное государство на территориях, прилегавших к Кашгару и Яркенду. Поскольку во всех монгольских государствах по традиции верховным правителем мог быть только Чингизид, амир Пуладчи (Буладжи), глава племени дулат, выступил с намереннием создать независимое от Чагатайского улуса государство Могулистан с помощью ставленника — хана из Чингизидов. Чингизидом, на котором остановили свой выбор дулаты, оказался 18-летний Тоглук-Тимур-оглан[3].Таким образом, первоначально Чингизиды стали политическим орудием в руках дулатов. С этого момента глава племени дулат занимал при хане Могулистана должность улусбег — «правителя улуса» — занимавшегося фактическим управлением делами государства.

Сам историк Мирза Мухаммад Хайдар дулати приходился двоюродным братом падишаху Бабуру, а также Султан-Саид-хану, завоевавшему в 1514 году исконные земли дулатов Манглай-Субе и основавшему на их территории независимое ханство Могулия. После смерти Султан-Саид-хана его преемник Абд ар-Рашид-хан I (1533—1559) положил конец власти дуглатов в ханстве и казнил последнего улусбеги — Саййид-Мухаммад-мирзу, дядю историка Мирзы Мухаммада Хайдара дулати.

После вытеснения Туглуктимуридов казахами из Семиречья (1527—1545 годы) дулаты присоединились к казахам (при Таирхане и его преемниках).

Мухамеджан Тынышпаев, «Материалы по истории казахского народа», Ташкент 1925 год

« В 1650-х годах дулаты перекочевали на запад, а в 1690—1790 годах они жили в Ташкентском уезде. Дулаты управляли, владели Ташкентом. В русских источниках сведения о племени дулат появляются уже в ХVIII в. Так, в описании родоплеменного состава казахов, составленном М. Тевкелевым в 1778 г. сказано, что Старший жуз состоит из 10 племён и в их числе приведены все пятера основных родов дулатов: ботпай, шымыр, сиқым, жаныс,бөгежіл. »

Известные Дулаты

См. Список известных дулатов

Интересные факты

Один из влиятельных биев казахского народа Толе би Алибекулы (дулат, отделение жаныс), фактически повелевавший Старшим Жузом, жил в Ташкенте. В 10 верстах от Ташкента по Чимкентской дороге, в местности Каракамыс мальчик-бродяга по имени Сабалак, впоследствии знаменитый Абылай хан, пас в 1725 году верблюдов Толе би[4].

В записках 1853 года майора Перемышельского, описано место для будущего поселения (г. Алматы), расположенного на землях племени Дулат:

«

8 августа, 1853 г.

Каргалы

Г. Корпусному Командиру

Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения, при том через занятие этого пункта все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками.

»

См. также

Библиография

  1. По материалам книги Востров В. В., Муканов М. С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX- начало XX вв.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с.
  2. Аманжолов С. А. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, С.13.
  3. Академик В. В. Бартольд. «Отчет о поездке в Средн. Азию»
  4. Мухамеджан Тынышпаев «Материалы по истории казахского народа», Ташкент 1925 год

Ссылки

Бесплатный хостинг uCoz