|
|
Башкирские племена
Башкирские племена — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир. Характеризуются, помимо названия, своим шежере и сложившимися 4 атрибутами символики ( тамга, дерево, птица, оран ( родовой клич)). В силу сложного характера этногенеза башкир единого термина в башкирском языке не существует. Если для рода такой термин есть ( башк. ырыу), то для разных родовых объединений и родовых подразделений термины различаются ( ара, нәҫел, ҡәбилә, аймаҡ, төбә, ос и др.).
Классификация
Существуют разные принципы классификации. В основу классификации башкирских племён положен список П. И. Рычкова, наложенный С. И. Руденко в основу карты, отражает родо-племенной состав башкир:
Впервые предпринял попытку составить карту расселения башкирских племен и родов С. И. Руденко. Не имея по существу предшественников, он столкнулся с весьма трудной задачей. Она усугублялась тем, что С. И. Руденко специально по родо-племенному составу башкир материала не собирал. В то же время обобщение и историко-этнографическая интерпретация накопленных сведений по материальной культуре требовали их корреляции с этническими (родо-племенными) группами. С. И. Руденко воспользовался размежеванием башкирских земель, которое с 1898 г. проводилось царским правительством главным образом в целях выявления «свободных» земельных площадей. В процессе межевания вотчинные права башкир были проверены администрацией на основании грамот, выданных некогда башкирским родам (или их подразделениям). Земли таких родов (или их частей) подтвержденные вотчинными грамотами, вымежевывали в особые «башкирские дачи». В комиссиях по размежеванию башкирских земель, созданных в Уфимской, Оренбургской и Пермской губерниях, были собраны все материалы и документы о вотчинных правах башкир, на основании которых составлены карты башкирских земельных дач. В 1907 г. С. И. Руденко получил от этих комиссий списки всех башкирских дач с картами земельных участков и с данными по их географическому распределению (Руденко, 1916, стр. 19; 1955, стр. 54). Наименования башкирских земельных дач были сопоставлены им с родо-племенными этнонимами списка «волостей и родов», опубликованном в середине XVIII в. П. И. Рычковым (1762, стр. 93—100). Сопоставление показало совпадение наименований многих земельных дач с названиями «волостей», а также «тюб и аймаков» из списка П. И. Рычкова. Следуя избранной методике, С. И. Руденко причислил все или почти все башкирские дачи к тому или иному роду (Руденко, 1955, стр. 55—59). В ходе работы обнаружилось, что в XVIII в. вотчинные грамоты на земли получали не только башкиры, но и мишари, и татары, которые в этом случае начинали числиться башкирами-вотчинниками. Башкирские же роды или их части, потерявшие в силу обстоятельств вотчинные права на земли, переходили в разряд припущенников (улу-катайцы, зауральские айлинцы и др.) и, следовательно, в списке земельных дач отсутствовали. В твердо установленных случаях С. И. Руденко, опираясь на свой материал, внес в список башкирских дач соответствующие коррективы: из него были исключены татаро-мишарские дачи и включены названия башкирских родов или их подразделений, перешедших вместе с утратой земельных прав в разряд припущенников. Сгруппировав полученные таким образом «настоящие» башкирские земельные дачи в соответствии со списком П. И. Рычкова, С. И. Руденко на основании полученных им межевых карт синтезировал «Карту родовых групп и земельных башкирских дач», которую впервые опубликовал в 1916 г. В 1955 г. в связи с тем, что новые материалы не были накоплены, карта без всяких изменений была издана вторично.
— Кузеев Р.Г. «Происхождение башкирского народа»
… список П. И. Рычкова, положенный С. И. Руденко в основу карты, отражает родо-племенной состав башкир, уже успевший в какой-то степени трансформироваться в рамках волостной административной системы. Племя табын, например, П. И. Рычковым (и соответственно С. И. Руденко) расчленено между тремя, катай — между двумя волостями и т. д. В то же время ряд племен, особенно в западной Башкирии, С. И. Руденко произвольно сгруппировал в более широкие объединения. Сочетание племен еней и байлар, таз и ирэктэ, илан и киргиз и некоторых других в единых «родовых группах» никакого этнического значения не имеет. Территории расселения «родовых групп» определены весьма обобщенно. С. И. Руденко писал по этому поводу: «Площади башкирских дач нанесены вместе с живущими на них иноплеменными припущенниками» (Руденко, 1916, стр. 19).
— Кузеев Р.Г. «Происхождение башкирского народа»
Иштеки
Иштеки (башк. Иштәк, Үштәк, тат. Иштәк, Үштәк, каз. Естек) — этническая группа башкир, проживавшая на территории современных северо-запада Башкортостана, юго-востока Татарстана и юга Пермского края («позднейшие Казанская и Осинская дороги Уфимского уезда и бассейны Сылвы, Ирени в Кунгурском уезде»[1]), имевшие государственность (наряду с татарами, ногайцами ("ногаи", башк. Нугай, тат. Нугай) и другими группами башкир ("башкурды, башкирцы") в виде Мангытского юрта Казанского ханства, входившего затем в Ногайскую Орду, и обозначавшиеся в XVI-XVII вв. под этнонимом «иштяки»[1].
Государственное образование Ногайский (Мангытский) юрт в XVI в. был под двойной юрисдикцией — Казанского ханства и Ногайской Орды. «При этом местное ясачное население выплачивало ясак как казанским ханам, так и "выход" Ногайской Орде» [2].
Некоторые учёные, связывают этноним иштяки с тюркизованной формой этнонима остяки, другие учёные считают, что под этнонимами башкорт и иштяк скрыты один и тот же племенной союз, но Трепавлов В.В. и, вслед за ним, Д. Исхаков выделяют два башкирских субэтнонима (племенных союза) в XV-XVI вв: иштяки (западные башкиры, башк. Иштәк) и собственно башкиры (восточная группа, башк. Башҡорт) [3].
Ногаи
Ногаи — субэтноним в составе южных башкир (одноименный ногайцам, но не тождественный им), живших на территории Ногайской Орды, а затем на территории Ногайской даруги.
Что касается "башкир", то они для XV-XVI вв. вряд ли могут быть отделены от общей массы племен, образовавших население Ногайской Орды, что в исторических преданиях башкир передается следующей формулой: "нагаи и башкиры составляли как бы один народ". Неслучайно, кроме четырех племен (мангыты, найманы, конграты и кыяты) монгольскою происхождения, остальные племена из Ногайской Орды невозможно однозначно подразделить на собственоо "ногайские" и "башкирские". В этом же русле можно рассматривать и часть случаев употребления этнонимов "ногайцы" и "башкиры" как взаимозаменяемых. Тем не менее следует признать, что у группы племен (мин, бурзян, кыпчак, усерган, тамьян), входивших в Ногайскую Орду, по фольклорным данным обнаруживается устойчивое бытование этнонима "башкорт". Их наряду с отдельными "иштякскими" племенами (племя юрматы), ушедшими на юг, можно отнести к низовой (ясачной) страте Ногайской Орды.
— Д. Исхаков "Татары" М.: "Наука" (грифы РАН и ИЭА РАН, серия "Народы и культуры"), 2001
Географическая классификация
Согласно Р.Г.Кузееву[4] башкирские племена классифицируются по 4-м географическим группам:
- Северо-восточная группа
- Айлинская подгруппа (айле, кудей, мурзалар, дуван, кошсы, сызгы, упей),
- Катайская подгруппа (катай, сальют, бикатин, сынрян, терсяк, калмак, казачий башкорттар),
- Табынская подгруппа (табын, кувакан, сырзы, бишул, бадрак, кумрук),
- Юго-западная группа (минские башкиры),
- Северо-западная группа
- Камско-икская подгруппа (буляр, байлар, юрми, родовая группа ирэкте),
- Нижнебельская подгруппа (еней, гэрэ, елан, кыргыз, ельдяк, канглы, дуваней, каршин, таз, уваныш),
- Северная подгруппа (уран, гайна, балыксы, су-ун, танып).
Историко-этнографическая классификация
З. Валиди предложил разделение по историческим обстоятельствам складывания башкирского этноса; по происхождению разных родовых объединений он выделил 4 группы. Р.Г.Кузеев, в ходе своих исследований в этом направлении, развил эту идею дальше и выделял уже семь историко-этнографических групп (пластов):
- древнебашкирский (бурзян, уран, юмран, ягалбай и др.),
- ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, кальсер, терсяк, упей, уваныш и др.),
- булгаро-мадьярский (юрматы, буляр, танып и др.),
- огузо-кыпчакский (айле, сарт, истяк),
- кыпчакский (канлы, кошсы, салъют, бадрак, мин, миркит, и др.),
- ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы),
- пласт, связанный с этническим взаимодействием с народами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татар (в том числе мишарей и тептярей), казахов, калмыков, каракалпаков, сартов и др.)
Социальная организация и традиции
- Народное собрание (башк. йыйын)
- Совет старейшин (башк. аҡһакал)
- Бии, баи, батыры
- Кровная месть (башк. барымта)
Союз семи племён (ете ырыу)
- В южном Башкортостане широко бытует предание о существовании в эпоху ногайского господства или раньше - союза семи башкирских племен - ете-ырыу. Разные информаторы включают в объединение ете-ырыу различные племена. Так согласно эпосу «Кусяк-бий»[5] союз башкирских племён в XIV - XVI веках состоял из юго-восточных племён бурзян, тамьян, усерган, тангаур и кыпсакских родов (кары-кыпсак, санкем-кыпсак и кыпсак). Уже в другом эпосе «Алып-батыр» в союз башкирских племён включены кыпсак, тангаур, усерган, тамъян, юрматы, бурзян, табын[6]. Ф.Кузбеков приводит вариант: бурзян, тамьян, тангаур, усерган, кыпсак, бушман-кыпсак, и юрматы[7].
- В связи с присутствием в названии сакраментальной цифры перечисляются обязательно семь (обычно юго-восточных) племен или родов. Старое предание передает и П.Небольсин, но он в союз ете-уру включает, кроме тамьянцев, только кыпсакские роды[8].
- Судя по данным исторического фольклора (эпос «Бабсак и Кусяк»), племенной союз (объединявший прежде всего племена бурзян, усерган, тамьян и тангаур) в юго-восточной и южной Башкирии в XIV—XV вв. действительно существовал, однако наименование «ете-ырыу» он получил лишь впоследствии. Народное воображение приложило к «героическим» временам своей прошлой истории привычные этнонимы, придав им совершенно новый, соответствующий историческому повествованию, смысл.
- Происхождение этнонима ете-ырыу[9]
- На самом деле этноним «ете-ырыу» имел смысл этнический, в том числе и на башкирской почве. Ете-ырыу, это название одного из башкирских родов, входящего в состав племени кыпсак. Родо-племенные организации с аналогичным названием имеются в составе и других народов (к примеру, роды джеты уруу, еди-уруг или жети-урук входили в состав киргизского племени сарыбагыш[10], туркменского племени салор[11], казахов Малого Жуза[12] и т.д.).
- Род ете-ырыу в состав кыпсаков включен условно. В XVII — XIX вв. башкиры этого рода, расселявшиеся на кыпсакской земле, были настолько смешаны с кыпсаками, что были неотделимы от них. В то же время род ете-ырыу исторически и этнически тесно связан с племенами Дешт-и-Кипчака. Сами кыпсаки эту группу долгое время считали не башкирской, а казахской, хотя в XIX в. с центром в дер.Ташлы существовал смешанный татаро-башкирский ете-ырыуский кантон.
- Башкирский род ете-уру этнически восходит к казахскому роду жетыруу Малого Жуза. П.Небольсин передает рассказ «кочующих на Тоболе киргизов» о том, что «башкирцы джиди-ру... потомки нескольких семей киргизов кыпчацкого рода, с весьма давцих времен перешедших из Сибири через Урал» и «вступивших в родственные связи с башкирцами»[13]. Предки башкир рода ете-ырыу могли переселиться в Башкирию и с более близких земель; казахи рода Джеты-ыру, по описанию В.В.Радлова, еще в XIX в. кочевали «около Оренбурга и Уральска»[14], т.е. по соседству с современной территорией рода. Таким образом, в сознании башкир имело место смешение (перешедшее на страницы некоторых исследований) союза из семи или нескольких племен эпохи эпического сказания «Бабсак и Кусяк» и небольшого рода ете-ырыу на самом юге Башкортостана, этнически тесно связанного с кыпсаками.
- Современные вариации легенды о ете-ырыу
- В настоящее время в народе наиболее популярен (прим. - к исторической действительности не имеющий никакого отношения) вариант Р.З.Янгузина, который к ете-ырыу относил такие башкирские племена как бурзян, усерган, тангаур, кыпсак, катай, мин, табын[15].
- Легенда о ете-ырыу отражена и в семилепестковом цветке курая - на флаге и гербе Башкортостана.
Сводная таблица башкирских племен по различным источникам
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Юго-восточная группа
бурзян |
бурзян |
бурзян |
бурзян |
бурзян |
Бурзян [16] |
древнебашкирский |
мунаш (род бурзян) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ягалбай (род бурзян) |
— |
— |
— |
— |
— |
древнебашкирский |
тамьян |
тамьян |
тамьян |
тамьян |
— |
Тамьян [16] |
— |
усерган |
усерган |
усерган |
усерган |
усерган |
Усерган [16] |
— |
юрматы |
— |
юрматы |
юрматы |
— |
юрматы [17] |
булгаро-мадьярский |
тангаур |
тангаур |
тангаур |
тангаур |
тангаур |
Тунгэк? [16] |
— |
кыпсак |
кыпсак (кыпсакский род) |
кыпсак |
кыпсак |
кыпсак |
Кыпчак [16] |
— |
— |
кары-кыпсак (кыпсакский род) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
карагай-кыпсак (кыпсакский род) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
санкем-кыпсак (кыпсакский род) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
бушман-кыпсак |
— |
— |
— |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Северо-восточная группа
айлин |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
катай |
— |
— |
— |
катай |
Катай [18] |
— |
табын |
— |
табын |
— |
табын |
— |
— |
бишул (западные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
дуван (западные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
кальсер (западные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
ранний финно-угорско-самодийский |
кесе (западные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
сарт (западные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
огузо-кыпчакский |
юмран (западные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
древнебашкирский |
кара-табын (восточные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
барын (восточные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
кубаляк (восточные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
теляу (восточные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
омиркул (восточные табынцы) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Юго-западная группа, Караидельско-демская подгруппа
мин |
— |
— |
— |
мин |
— |
кыпчакский |
кудей |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ельдяк |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Северо-западная группа, Камско-икская подгруппа
байляр |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
юрми |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Северо-западная группа, Камско-икская подгруппа
буляр |
— |
— |
— |
— |
— |
булгаро-мадьярский |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Северо-западная группа, Нижнебельской
еней |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
гэрэ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
елан |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
киргиз |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Северо-западная группа, Тулвинско-мулянская подгруппа
уран |
— |
— |
— |
— |
— |
древнебашкирский |
гайна |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Северо-западная группа, Таныпская подгруппа
танып |
— |
— |
— |
— |
— |
танып, булгаро-мадьярский |
казанчи (таныпский род) |
— |
— |
— |
— |
— |
танып, булгаро-мадьярский |
Кайпан (таныпский род) |
— |
— |
— |
— |
— |
танып, булгаро-мадьярский |
таз (табынско-кыпчакское образование) |
— |
— |
— |
— |
— |
танып, булгаро-мадьярский |
Ирэкте (табынско-кыпчакское образование) |
— |
— |
— |
— |
— |
танып, булгаро-мадьярский |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Северо-западная группа, Караидельская подгруппа
Балыксы |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Ун |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Название племени, рода, подразделения | эпос «Кусяк-бий» | Вариант эпоса «Алып-батыр» | Вариант Ф. Кузбекова | Вариант Р.Янгузина | Башкирские шежере | По Р. Г. Кузееву |
Вне групп, или не найдены при составлении таблицы
Сызгы |
— |
— |
— |
— |
— |
ранний финно-угорско-самодийский |
Терсяк |
— |
— |
— |
— |
— |
ранний финно-угорско-самодийский |
Упей |
— |
— |
— |
— |
— |
ранний финно-угорско-самодийский |
Уваныш |
— |
— |
— |
— |
— |
ранний финно-угорско-самодийский |
Айле |
— |
— |
— |
— |
— |
огузо-кыпчакский |
Истяк |
— |
— |
— |
— |
— |
огузо-кыпчакский |
Канлы |
— |
— |
— |
— |
— |
кыпчакский |
Кошсы |
— |
— |
— |
— |
— |
кыпчакский |
Салъют |
— |
— |
— |
— |
— |
кыпчакский |
Бадрак |
— |
— |
— |
— |
— |
кыпчакский |
Миркит |
— |
— |
— |
— |
— |
кыпчакский |
ногай-бурзян |
— |
— |
— |
— |
— |
ногайский |
ногай-юрматы |
— |
— |
— |
— |
— |
ногайский |
Казаяк |
— |
— |
— |
— |
казаяк [18] |
— |
Туркмен |
— |
— |
— |
— |
туркмен [18] |
— |
Булэкэй |
— |
— |
— |
— |
Булэкэй [18] |
— |
шайтан-кудейские башкиры |
— |
— |
— |
— |
шайтан-кудейские башкиры [18] |
— |
дуванские башкиры |
— |
— |
— |
— |
дуванские башкиры [18] |
— |
Расселение башкир
Карта: «Деление Уфимской провинции на даруги», «Ландкарты Оренбургской губернии» Красильникова, 1755 год
После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханства:
«Зауральскіе Башкирцы находились подъ властію Сибирскаго Хана; Бѣльскими, то есть по рѣкамъ Бѣлой и Ику жившими, владели Ханы Казанскіе; а Горскіе принадлежали Нагайскимъ Ханамъ».
— П. И. Рычков «Топография оренбургская», Ч. I, СПб., 1762, С.84
После вхождения Башкирии в состав России, территория нынешнего Башкортостана в XVI—XVII вв. обозначалась как Уфимская провинция Оренбургского края или Башкирия[19], которая состояла из следующих административных единиц: Казанская дорога, Ногайская дорога, Осинская дорога и Сибирская дорога.
«С того времени Уфимский уезд или паче вся Башкирь (Башкирия) разделена на четыре дороги, именованные по сему: к Сибири лежащая сторона названа Сибирская дорога, к Казани — Казанская, к пригороду Осе (кой построен на Каме реке) — Осинская, а к степным народам прозвана Ногайскою, которые наименования в рассуждении всей Башкирии и поныне наблюдаются»
— Рычков Пётр Иванович: «Топография Оренбургская» СПб., 1762
Шежере означает на башкирском языке родословную. По башкирским шежере башкиры населяли следующую территорию:
Когда я сказал, что царь пожаловал мне (чин) мурзы, а мурзе ясака нет, народ ответил: волю падишаха одобряем. Мне Татигачу, ясака не положили. Сто куниц ясака роды, обязанные нести повинность (досл. должные доставлять), уплатили. Затем, уплатив ясак, землю разделили на четыре тюбы. Во-первых, (земли) от истока (реки) Ашкадара и до устья, с впадающими с обеих сторон (в нее) речками, с лугами, камышами и степями... до устья Нугуша с впадающими в нее речками сделали одной долей. И еще (земли) от устья Нугуша, (включая) реки, впадающие с обеих сторон в Белую, с лесами и лугами, исток (реки) Тор и исток (реки) Селяук вместе с лесом Кирыкбаш до метки горы Тура-тау сделали (еще) одной долей. Гору Тура-тау, гору Шэкэ-тау и гору Куш-тау, (земли) от устья Стерли, от истоков рек, протекающих по возвышенности, (лежащей) между верховьями (рек) Куганак и Уршак, и от верховьев рек, впадающих в Асау с возвышенностями, лугами сделали (еще) одной долей. И (земли) от устья Уршака, Асау, от лесочка Маленький Буляк, Бурсык, затем от горы Джуряк с долиной Каратугай по (реке) Белой, от (рек) Кукуша, Зигана с впадающими (в нее) с обеих сторон водами, с верховьев Каламана с верховьев Тора и Шинешмы сделали (еще) одной долей. После этого бросили жребий. Эти жребии выпали: первый жребий — с впадающими в Ашкадар водами, со степями достался мне, Татигачу, второй жребий — Тирук с описанными (выше) водами, лугами и лесами выпал старосте Азнаю, третий жребий — Стерли, Куганак, Селяук с описанными (выше) водами, полями, лесами достался Илчикей Тимеру, четвертый жребий — Зиган, Каламан, Шешеняк с описанными (выше) водами, степями, лесами выпал Кармышу.
— Шежере племени Юрматы. Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 33—35
Великий наш шах и царь Иван Васильевич Грозный, начиная с 1547 года, приходил вместе с русским войском [досл., обществом] брать город Казань; после многих сражений при татарском хане Ядкаре 2 октября 1552 года [Иван Грозный] окончательно взял [город] в свои руки. И так же, как [сделали] в городе Казани, сделали в юртах. После этого башкиры четырех племен, [которые живут] к востоку от Казани, послали к этому царю Ивану одинаково знатных людей. Он сам желал их прибытия. 1-ый из них от племени Усерган князь Бикбау. 2-ой от племени Бурзян князь Искэ-бий. 3-ий от племени Кыпчак князь Мешавли Каракузяк. 4-ый из Тамьяна, князь Шагали Шакман.
Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известными Ивану Грозному. Башкир [досл., башкирское общество] приняли [в русское подданство] с [условием] верной службы [царю]; после принятия в подданство [царь], оказав милость, наградил их самих [т. е. послов] тарханским званием; [затем] обратились с нижайшей просьбой отмерить [башкирам] их земли, воды и выдать им [на владение этими землями] грамоту. По их [т. е. башкирских послов] просьбе, он, великий царь Иван Грозный, своим указом [повелел] эти земли отмерить, то есть определить их границы. Для этого в Ногайскую и Сибирскую дороги направил повелительные письма; опираясь на эти письма, народ «семи племен», посоветовавшись [между собой] и согласившись [друг с другом], решили земли, которыми владели их племена, как то степи и леса, разделить. И в 1564 году согласились [платить] ясак. Положенный Грозным ясак [состоял] из лошадей и куниц, и лисиц, и разного другого ясака, — который, посоветовавшись, разделили [между собой].
О [границах] некоторых отмеренных земель ниже рассказывается.
Сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарымсака, верхняя граница до Бузсавыла, по рекам Кизил, Сакмара и Зилаир от истоков до устья и с горами, и по рекам Ачили, Учкалик, и двум Сурэмам от истоков до устья с горами, и [далее] с верховья Саелмыша, с верховья рек Аяк, Мену, от брода [реки] Кираузэ, от реки Мену до Одинокой ивы, и через Ногайский брод от Иртубека до вершины Уксэр, и от истока Сулака, от леса [досл., лиственницы] Уткэш, горы Миазак, верховий Калмака и Башазилар с горами и водами, и от поля Айин-луг, от истоков Элэмсэта, от горы Алти Тура [на берегу] Сакмары до вершины Лаембирде, и от брода реки Таналык вместе с камышами, от Тюбы [небольшой горы, вниз по реке Четум — все эти] земли стали владениями башкир племен Тунгэк и Усерган. Затем [земли]: нижняя граница — от упомянутого Сарымсака, три [реки] Узени, до горы в степной стороне, три реки Чезми и Кэмэлек от истоков до устьев со всеми горами, верхняя граница — до глубокого озера, например [озеро]Дурт-куль, все эти земли стали особенным владением племени Бурзян. У Усерган с Бикбау-князем, у Тамьян с Шагали Шакман-князем, у Бурзян с Искэби-князем, у Кыпчак с Мешавле Каракузяк-князем, у всех племен были [племенные] земельные владения. Те земли, которые, посоветовавшись и отмерив, отделили, в упомянутом городе Казани закрепили в книге.
— Шежере башкир племени Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян. Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 71-72.
В 1552-м году во 2-ой день октября русские взяли город Казань и построили дома. И затем, в 1564-й год, [послы] четырех башкирских племен, а именно от Усергана князь Бикбау Тадкачев, от Кыпчака князь Мешевле Кара Кузяк, от Бурзяна князь Искэ-бий, ходили от указанных четырех племен, будучи приглашенными в город Казань к великому князю Ивану Васильевичу, [надеясь] на справедливость царя России. Из-за страданий, [которые] одни [башкиры] испытывали от Бусай-хана, другие от ногайского мурзы, или Бирган-бия Актуша, из-за отсутствия [у них справедливости, из-за многочисленности обид, этого Бусай-хана и бия Актуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу. Стали подданными великого князя Ивана Васильевича. От имеющихся на нашей земле богатств [досл., занятий, промыслов], а именно мед, шкуры куницы, а некоторые — выдры и бобра, — доставили [царю] ясак. Но этот ясак разложили между башкирами,[живущими] в лесах различными родами [и] исповедующими мусульманскую религию, а именно: по реке-Инзер — [род] Катай, по [реке] Сим — [род] Казаяк, по [реке] Лемеза — [род] Туркмен, по реке Уфа — [род] Булэкэй, по [реке] Узень — шайтан-кудейские башкиры, по [рекам] Киги, Большой Ик, берущими начало [досл., выходящими] из Уя, — дуванские башкиры, усерганские, бурзянские башкиры, [живущие] по Сакмаре, Белой...
... после этого в 1648 году, согласно данной на основе мусульманской религии клятве, верно служа великому царю, воевали Ригу, Азов и победили его [т. е. царя] врага. Затем 1802, 1803, 1804 и 1805 годы были годами царствования [досл., эпохой] нашего царя Павла Петровича. От [имени] четырех башкирских племен — Усерган, Кыпчак, Тамьян, Бурзян, все живущие на этой земле народы [т. е. башкиры этих четырех племен], имея между собой полное согласие, через поверенного по делам просили милостивого великого царя разрешить высочайшим повелением разделить между четырьмя племенами земли, воды и леса, оставшиеся [нам] в наследство от наших дедов, [которые], будучи под покровительством хана Чингиза Темучина, [получили эти земли] с благосклонного его разрешения...
Разделенные с [общего] согласия наши земли будут известны из следующего: сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарайчика, верхняя граница от Бузсавыла, [притока] Яика, еще река Сакмара, а также река Ик, еще Ислы, Ускэлек, два Сурэма, эти [реки] от верховьев до низовьев, [далее] с верховья Саелмыша, от брода [реки] Крэулэ, от реки Минау до Одинокой ивы, еще через Ногайский брод, от Яртубэка до горы Укчез, еще от истока Сулука, [речки] Минаушлы, от леса [досл., лиственницы] Уткаш, и от камышов верховья Миэрдэка до горы у речки Минаушлы, от камня Алты Тура [на берегу] Сакмары до горы Лайинбирдэ, еще от Яркадака, через Черный лес, от кургана в верховьях Камышлау, от устья Айриурика, от реки Зим — [все эти земли] Усергана с Кыпчаком, Тамьяна и Бурзяна. Затем еще в степной стороне — нижняя [граница] от старого Сарайчика, течение реки Узень с тремя притоками Зайну, верхняя граница озера Дурт-куль, земли асаба [племен] Бурзян и Усерган.
— Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 78-79.
Примечания
- ↑ 1 2 Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
- ↑ Р. Амирханов, И. Габдуллин «Надыровская волость»
- ↑ Трепавлов В.В. «Ногаи в Башкирии, XV - XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения». - Уфа, 1997; Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
- ↑ Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С. 105-106.
- ↑ Энциклопедия Башкортостана
- ↑ Алып-батыр
- ↑ История, культура и география Башкортостана: малая юношеская энциклопедия - Уфа, Здравоохранение Башкортостана, 2008 ISBN 5-8372-0069-X
- ↑ Небольсин П. О башкирах//Вестник РГО, отделение этнографии, кн.4, 1852? C.3.
- ↑ Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С.115.
- ↑ Абрамзон С.М. Этнический состав киргизского населения северной Киргизии. ТКАЭЭ, Т.IV. М., 1960, стр. 37
- ↑ Винников Я.Р. Родо-племенной и этнический состав населения Чарджоуской области Туркменской ССР и его расселение//Труды ИИАЭ АН. Турк.ССР, серия этнография. Ашхабад, 1962, стр. 27
- ↑ Востров В.В. Родо-племенной состав и расселение казахов на территории Тургайской области (кон. XIX-нач.XX вв.).Труды ИИАЭ АН КазССР, т.16, 1962, стр. 81.
- ↑ Небольсин П. О башкирах//Вестник РГО, отделение этнографии, кн.4, 1852. стр. 17
- ↑ Радлов В.В. Этнографический обзор тюркских племён Южной Сибири и Джунгарии. Томск, 1887, стр. 23.
- ↑ Янғужин Р.З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан (Из истории башкирских племён). Өфө: “Китап”, 1995
- ↑ 1 2 3 4 5 Шежере башкир племени Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян. Башкирские шежере. Уфа, 1960
- ↑ Шежере башкир племени юрматы. Башкирские шежере. Уфа, 1960
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Башкирские шежере. Уфа, 1960
- ↑ П. И. Рычков «Топография оренбургская»
Источники
Внимание!!! Статьи будут периодически дополняться!
|