ИштекиИштеки (башк. Иштәк, Үштәк, тат. Иштәк, Үштәк, каз. Естек) - второе название башкир.
1 Распространение этнонимаЭтноним распространен среди башкир северо-запада Башкортостана, юго-востока Татарстана и юга Пермского края («позднейшие Казанская и Осинская дороги Уфимского уезда и бассейны Сылвы, Ирени в Кунгурском уезде»[1] 2 ИсточникиЭтноним иштек применительно к башкирам возник к востоку от Урала и известен по источникам с конца XV в.: Рузбехан Исфаганский, живший при дворе Шейбани-хана в самом начале XVI в., описал жизнь пророков «для народа иштякского»[2], т. е. башкирского. Однако возраст этнонима иштек значительно старше: об этом свидетельствуют родо-племенные образования истяк, иштек, эштек в составе башкир, киргизов, каракалпаков; возможно к этому же ряду относится тувинский этноним ишти-ооржак. У башкир общее название иштяк носила группа племен, в составе которой были древнебашкирские образования усерган, тамьян, а также ай. Этнонимы истяк (иштек, эштек) и остяк имеют, вероятно, общее происхождение, хотя речь идет об одном из тех случаев, «когда одно общее имя дается различным народностям»[3]. Некоторые учёные, связывают этноним иштеки с тюркизованной формой этнонима остяки, другие учёные считают, что под этнонимами башкорт и иштек скрыты один и тот же племенной союз, но В.В.Трепавлов и, вслед за ним, Д. Исхаков выделяют два башкирских субэтнонима (племенных союза) в XV—XVI вв: иштеки (западные башкиры, башк. Иштәк) и собственно башкиры (восточная группа, башк. Башҡорт) [4].[неавторитетный источник?] В ряде работ этноним остяк ошибочно заменяет собою этноним иштяк, подразумевая под ним тюркоязычное население (в частности в научных работах середины XX-начала XXI вв [5], [6], [7], [8]). 3 ЭтимологияЭтимологии этнонимов иштек и остяк - весьма разнообразны. Так Б.Мункачи считал, что остяк значит - As-jax 'обские люди'[9]. Есть также гипотеза о тюркском происхождении слова: уштяк *иноплеменец'[10]. Казахский исследователь О.Сулейменов возводил этноним "иштек" к значению 'внутренний род'[11]. О.Сулейменов отмечал, что 24 рода огузов согласно эпосу делились на два крупных объединения - иш-огуз (iч-огуз) - «внутреннее племя» и ташогуз - «внешнее племя»[12], что сохранилось в ассирийских источниках, как самоназвание скифов. Антрополог и этнолог Р.М.Юсупов полагал, что башкирские «иштеки» своим происхождением восходят к одному из древнейших племен Южного Урала того времени – дахам[13]. Р.М.Юсупов допускал, что этноним «иштек» является в своей основе тюркизированной формой названия потомков древних племен Южного Урала, – «хешдеков» или «хешдаков». В этом случае «хешдак» или «хешдах» будет переводиться с иранского как родственник, потомок, родня великих, могучих дахов, где «хеш» – родня, потомок, а «дах», «дак», «дау» – великий (иран.)[14]. Так или иначе, несомненно, возникновение этнонима должно восходить либо к эпохе дахо-массагетов конца I тыс. до н.э., либо к времени тюрко-угорских контактов в середине I тыс. н. э. на Сырдарье, в Приаралье и прилегающих к нему степях. Это заключение не противоречит наблюдениям и других исследователей. Раннесредневековые племена худэ, кочевавшие к северо-западу от усуней, А.Н.Бернштам, например, индентифицирует (через промежуточную форму хутяк) с названием остяк[15]. Первоначально этноним иштек (истяк-остяк), не имел строго этнического содержания (подобно, например, названиям сарт, тажик и др.). К середине I тыс. н.э. иштеки были группой тюркоязычных и угроязычных племен, находившихся в стадии взаимодействия. С началом массовых миграций населения в тюркскую эпоху и позднее большая часть этих племен рассеялась. В конечном итоге они влились в состав киргизов, башкир, каракалпаков, барабинских татар (возможно — тувинцев), привнеся в новую этническую среду древнее этнотерриториальное название. Именно в этом аспекте мы склонны рассматривать ранние контакты предков башкир с угорским этническим миром и формирование в их языке некоторых фонетических особенностей, на которые указывают лингвисты. Переселение древнебашкирских племен в Древнюю Башкирию и постепенная ассимиляция оставшихся групп венгров, вероятно, стабилизировали или углубили указанные особенности, но не могли, в свете историко-этнографических данных, послужить отправной основой нового языкового формирования. 4 Библиография
Форум для обсуждения: Nations.unoforum.ruВнимание!!! Статьи будут периодически дополняться! |
|
|