© shejere

Иштеки

Иштеки (башк. Иштәк, Үштәк, тат. Иштәк, Үштәк, каз. Естек) - второе название башкир.

1 Распространение этнонима

Этноним распространен среди башкир северо-запада Башкортостана, юго-востока Татарстана и юга Пермского края («позднейшие Казанская и Осинская дороги Уфимского уезда и бассейны Сылвы, Ирени в Кунгурском уезде»[1]

2 Источники

Этноним иштек применительно к башкирам возник к востоку от Урала и известен по источникам с конца XV в.: Рузбехан Исфаганский, живший при дворе Шейбани-хана в самом начале XVI в., описал жизнь пророков «для народа иштякского»[2], т. е. башкирского. Однако возраст этнонима иштек значительно старше: об этом свидетельствуют родо-племенные образования истяк, иштек, эштек в составе башкир, киргизов, каракалпаков; возможно к этому же ряду относится тувинский этноним ишти-ооржак. У башкир общее название иштяк носила группа племен, в составе которой были древнебашкирские образования усерган, тамьян, а также ай. Этнонимы истяк (иштек, эштек) и остяк имеют, вероятно, общее происхождение, хотя речь идет об одном из тех случаев, «когда одно общее имя дается различным народностям»[3].

Некоторые учёные, связывают этноним иштеки с тюркизованной формой этнонима остяки, другие учёные считают, что под этнонимами башкорт и иштек скрыты один и тот же племенной союз, но В.В.Трепавлов и, вслед за ним, Д. Исхаков выделяют два башкирских субэтнонима (племенных союза) в XV—XVI вв: иштеки (западные башкиры, башк. Иштәк) и собственно башкиры (восточная группа, башк. Башҡорт) [4].[неавторитетный источник?]

В ряде работ этноним остяк ошибочно заменяет собою этноним иштяк, подразумевая под ним тюркоязычное население (в частности в научных работах середины XX-начала XXI вв [5], [6], [7], [8]).

3 Этимология

Этимологии этнонимов иштек и остяк - весьма разнообразны. Так Б.Мункачи считал, что остяк значит - As-jax 'обские люди'[9]. Есть также гипотеза о тюркском происхождении слова: уштяк *иноплеменец'[10].

Казахский исследователь О.Сулейменов возводил этноним "иштек" к значению 'внутренний род'[11]. О.Сулейменов отмечал, что 24 рода огузов согласно эпосу делились на два крупных объединения - иш-огуз (iч-огуз) - «внутреннее племя» и ташогуз - «внешнее племя»[12], что сохранилось в ассирийских источниках, как самоназвание скифов.

Антрополог и этнолог Р.М.Юсупов полагал, что башкирские «иштеки» своим происхождением восходят к одному из древнейших племен Южного Урала того времени – дахам[13]. Р.М.Юсупов допускал, что этноним «иштек» является в своей основе тюркизированной формой названия потомков древних племен Южного Урала, – «хешдеков» или «хешдаков». В этом случае «хешдак» или «хешдах» будет переводиться с иранского как родственник, потомок, родня великих, могучих дахов, где «хеш» – родня, потомок, а «дах», «дак», «дау» – великий (иран.)[14].

Так или иначе, несомненно, возникновение этнонима должно восходить либо к эпохе дахо-массагетов конца I тыс. до н.э., либо к времени тюрко-угорских контактов в середине I тыс. н. э. на Сырдарье, в Приаралье и прилегающих к нему степях. Это заключение не противоречит наблюдениям и других исследователей. Раннесредневековые племена худэ, кочевавшие к северо-западу от усуней, А.Н.Бернштам, например, индентифицирует (через промежуточную форму хутяк) с названием остяк[15].

Первоначально этноним иштек (истяк-остяк), не имел строго этнического содержания (подобно, например, названиям сарт, тажик и др.). К середине I тыс. н.э. иштеки были группой тюркоязычных и угроязычных племен, находившихся в стадии взаимодействия. С началом массовых миграций населения в тюркскую эпоху и позднее большая часть этих племен рассеялась. В конечном итоге они влились в состав киргизов, башкир, каракалпаков, барабинских татар (возможно — тувинцев), привнеся в новую этническую среду древнее этнотерриториальное название. Именно в этом аспекте мы склонны рассматривать ранние контакты предков башкир с угорским этническим миром и формирование в их языке некоторых фонетических особенностей, на которые указывают лингвисты. Переселение древнебашкирских племен в Древнюю Башкирию и постепенная ассимиляция оставшихся групп венгров, вероятно, стабилизировали или углубили указанные особенности, но не могли, в свете историко-этнографических данных, послужить отправной основой нового языкового формирования.

4 Библиография

  1. Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
  2. «События в Уфимском крае до основания г. Уфы». Выписка из рукописи М. Уметбаева, л. 3 (хранится в Секторе археологии и этнографии ИИЯЛ БФАН СССР).
  3. Соммье С, 1891—1892. О башкирах. Зап. Уральского общества любителей естествознания, т. XIII, вып. 1. Екатеринбург; отдельное издание: 1891, Екатеринбург, стр. 24.
  4. Трепавлов В. В. «Ногаи в Башкирии, XV—XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения». — Уфа, 1997; Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
  5. Д. Исхаков, «Татары», М., РАН, серия «Народы и культуры»: «На северо-западе Приуралья (в границах XVII в. это Осинская и Казанская "дороги" Уфимского уезда и Сылвенско-Иренское междуречье Кунгурского уезда) в XVI- XVII вв. проживало население, обозначаемое в источниках как "остяки" (иштяки – от тюрк.-тат. иштәк)»
  6. Шаниязов К. Ш. «К этнической истории узбекского народа», 1974: «Иштяки, или остяки»
  7. Кононов А. Н., «Родословная туркмен», 1958. В сноске: «58 Иштяки, т. е. остяки, так именовали башкир некоторые тюркские народы (см.: Н. А. Аристов. Заметки, стр. 132)»
  8. Мифтахов З. З., Хузиахметов А. Н., «Курс лекций по истории татарского народа», 2002: «После этого эмир Мухаммед-Алам отправил в поход войска под командованием сардара Кукчи. В составе этого войска были иштяки (предки совр. ханты и манси), башкорты, а также служащие эмиру по найму казаки»
  9. Ашмарин Н. Болгары и чуваши. Казань, 1902, стр. 41.
  10. Терешкин Я.Я., 1966. Хантыйский язык. «Язык и письменность народов СССР», т. 3. М, стр. 319.
  11. Сулейменов О. Аз и Я. Алма-Ата, Жасушы, 1975, Гл. "Ишгузы".
  12. «Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос». Перевод В. В. Бартольда, М.-Л., 1962.
  13. Юсупов Р.М. Башкиры на рубеже тысячелетий//Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006, С.95–101.
  14. Юсупов Р.М. К семантике родовой символики башкир и этимологии этнонимов башкорт, иштяк//Городские башкиры.Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. Уфа, 2010, С.28-32.
  15. Бернштам А. Я., 1951. Очерк истории гуннов. Л., стр. 107.
  16. Н.М.Карамзин. История государства Российского. Оглавление

Форум для обсуждения: Nations.unoforum.ru

Внимание!!! Статьи будут периодически дополняться!

Бесплатный хостинг uCoz