© shejere

Дулу

Пять племён дулу, входившие совместно с пятью племенами нушиби в организацию десятистрельных тюрков в Западнотюркском каганате:
  • чумукунь 处木昆) (кимаки, чумугуньлюй)
  • хулуцзюй 胡禄居 (хулуву кюе)
  • шэшэти 摄舍提 (нешетидунь)
  • туциши 突骑施 (тюргеши, туциши хэлоши)
  • шуниши 鼠尼施 (шуниши)


Правителей дулу называли чурами.

1 Гегемония племён дулу в Западно-тюркском каганате

604 год был годом полного распада Западно-тюркюского каганата. Великий Кара-Чурин Бопо-хан пропал без вести, сын его Нили-хан погиб, брат последнего, известный только под прозвищем Басы-тегин, законный наследник престола, оказался задержанным в Китае. Вопреки законному порядку, в ущерб Шегую, правителю Чача, возведенным на престол оказался сын Нили-хана — Таман с титулом Нипо Чуло-хан. Новый хан при воцарении еще вряд ли умел ходить; он родился незадолго до гибели своего отца. Возникает вопрос: какая партия поставила его ханом? Географическое местоположение его ставки, «прежняя Усуньская земля»[1], т. е. долина р. Или[2], показывает, что власть оказалась в руках племен союза дулу. Они постарались ограничить власть хана путем рассредоточения ее, т. е. на западе и на востоке наместники получили титул «малых ханов», а в чиновную иерархию были введены дополнительно два чина. Сыфаян и Хунда, которые управляли государственными делами[1]. Малолетний хан стал игрушкой в руках своих вассалов.

Не менее существенна была реформа культа. Хан из династии Ашина, как уже говорилось, был не только военным вождем, но и первосвященником и два раза в год приносил жертву предкам и духу неба[3]. В Западном каганате беги лишили хана этой важной обязанности, и теперь для принесения жертвы на святое место ездил один из высших сановников. Это принижало значение не только самого хана, но и всех его соплеменников — тюркютов, которые, таким образом, оказались в оппозиции к правительству, возглавляемому бегами дулу, и ориентировались на союз с бегами нушиби и владетелями согдийских оазисов. Последние были согласны финансировать любого претендента, который бы согласился поставлять шелк и обеспечить безопасность на великом караванном пути. Однако тюркюты готовы были служить лишь хану из рода Ашина, а нушиби хотели вручить власть лишь человеку, к ним расположенному. Претендент, удовлетворивший всем этим требованиям, нашелся: это был князь Шегуй, внук Кара-Чурин-Тюрка[4], принужденный довольствоваться скромным уделом — княжеством Чач. Летовка его, Мин-булак[5] (тысяча ключей), находилась к югу от р. Талас, в землях нушиби, с которыми этот князь, очевидно, поддерживал добрососедские отношения.

Правительство, состоявшее из старейшин родов союза дулу и управлявшее именем Чуло-хана Тамана, оказалось несостоятельным. Восточные области отпали, грабежи дулусцев и телесцев препятствовали караванной торговле, и жертвы, принесенные ради заключения мира с Китаем, оказались безрезультатными. Внутри страны положение также становилось угрожающим. Беспомощность правительства толкнула согдийские города на непосредственное сближение с Китаем. За Турфаном, предложившим союз Китаю в 608 г.[6], в 609 г. последовали среднеазиатские владения: Ань (Бухара), Бокань (Фергана), Ши, Ми (Маймург), Цао, Хэ, Унагэ, Му, Кан (Самарканд)[7]. За ними в 610 г. послали посольства с дарами Куча и Гибинь[8]. Наконец явилось посольство и от Шегуя. Он добивался брачного союза, и китайское правительство сочло этот момент благоприятным для воздействия на Чуло-хана. Вместо невесты Шегую было послано пожалование его великим ханом и бамбуковая стрела с белым оперением, чтобы «дело шло также быстро, как летит стрела». Дулу перехватили посольство и отняли стрелу, но самому послу удалось «обманом освободиться»[9] и известить Шегуя о результатах переговоров. Шегуй немедленно выступил в поход на Тамана и наголову разбил его. Таман бежал на восток и, будучи по дороге ограблен и преследуем, сдался китайцам. Его приверженцы были разделены на три малые орды (612 г.)[10]. Конец Тамана был печален: в 618 г., уже после смены династии, восточные тюркюты потребовали у китайцев крови своего заклятого врага. Государственные советники сочли неблагоразумным из-за жизни одного тюркюта идти на конфликт и уговорили императора пожертвовать Таманом. Несчастного напоили допьяна и впустили тюркютского посла, который собственноручно его зарезал[11]. Убийство было совершено тайно, чтобы не ронять престижа новой династии в войсках и среди кочевников, поскольку так как те, так и другие не одобряли предательства.

Переворот 612 г. полностью разрядил напряженность политической обстановки, возникшей из-за неуживчивости старейшин дулу. Все княжества Согдианы и бассейна Тарима вернулись под скипетр западнотюркютского хана. Исключение составлял только Гаочан, потому что он по своему географическому положению был более связан с телескими племенами Джунгарии, которые получали из богатого оазиса необходимые кочевникам продукты земледелия и ремесла. Равно дорога, проходившая через Гаочан, вела в кочевья дулу, а она приносила гаочанцам огромные доходы от таможенных пошлин[12]. В результате князь Гаочана в 612 г. предпочел подчиниться дому Суй, нежели Шегуй-хану, покровителю карашарцев, кучасцев и согдийцев — его соперников по торговле. Шегуй-хан легко примирился с небольшой территориальной утратой, так как китайцы предоставили ему власть даже над теми оазисами, которые подчинились императору Ян-ди в 609 г.[13]. Усиление Шегуй-хана было даже на руку китайскому императору, который успел потерять интерес к Западному краю и все свое внимание сосредоточил на завоевании Кореи.

 

2 История этнонима дулу

Этноним дулу в форме 'дулат' позднее был известен в родоплеменной структуре казахов[14].

3 Примечания

Литература: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., Наука, 1967.

  1. ↑ 1 2 Н.Я.Бичурин, Собрание сведений…, Т. I., стр. 279.
  2.  Chavannes E. Documents…, P. 14.
  3.  Н.Я.Бичурин, Собрание сведений…, Т. I., стр. 230–231.
  4.  Н.Я.Бичурин, Собрание сведений…, Т. I., стр. 279, 281.
  5.  Пельо пишет, Бинг-Юл (см. F. Pelliot, Le nom turc…, PP. 189–190.).
  6.  Chavannes E. Documents…, P. 169.
  7.  Н.Я.Бичурин, Собрание сведений…, Т. II, стр. 272–274.
  8.  Н.Я.Бичурин, Собрание сведений…, Т. II, стр. 257, 276
  9.  Н.Я.Бичурин, Собрание сведений…, Т. I., стр. 282.
  10.  Иакинф Бичурин, История Китая.
  11.  У Н.Я.Бичурина, (Собрание сведений…, Т. I., стр. 283) убийство Тамана приписано Тун-джабгу-хану. Однако см. Chavannes E. Documents…, PP. 22, 52, 263; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten…, S. 358.
  12.  Н.Я.Бичурин, Собрание сведений…, Т. II, стр. 280.
  13.  Н.Я.Бичурин. Собрание сведений, Т.II, стр. 283; Chavannes E. Documents…, P. 24.
  14.  С.А. Аманжолов. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, С.13.

Форум для обсуждения: Nations.unoforum.ru

Внимание!!! Статьи будут периодически дополняться!

 

Бесплатный хостинг uCoz