Этногенез башкирЭтногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур. В литературе по этногенезу башкир встречается три основные гипотезы происхождения башкирского народа: Кроме этих признанных теорий в последнее время появился ряд публикаций, в которых предлагается ещё одна:
Этногенез башкирЭтногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур. Тюркская теорияСуть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена. Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин, Махмуд Кашгари. В научной литературе тюркской теории придерживались П.И.Рычков, Т. Мюллер, И.Г.Георги. В.М.Флоринский. Впоследствии теория была развита С.И.Руденко,Н.В.Бикбулатовым, Н.А.Мажитовым, Р.Г.Кузеевым с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии. Этапы формирования по Р.Г.Кузееву:[11]
З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов.[12] В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т.д.[11] Угорская теорияСуть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён. Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию. В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке. Путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия». В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В.Н.Татищев (1686—1750), Н.М.Карамзин (1766—1829), Д.А.Хвольсон). Н.М.Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились». Теорию развивали М Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н.П.Шастина; среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи.[11] В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей. Т.М.Гарипов и Р.Г.Кузеев писали, что «существование в исторической науке .... определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество... (башкир и венгров), лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом». [13] Однако, Р.З.Янгузин не столь категоричен, и считает, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование». Иранская теорияС.А.Галлямов, опираясь на археологические материалы и на исследования члена-корреспондента Академии наук СССР, доктора филологических наук Николая Дмитриева, указавшего на наличие иранской фонетики в современном языке башкир Южного Урала, иранскую теорию происхождения башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса.[14][15].
Под иранской теорией происхождения башкир подразумеваются сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам[17][18][19]. Промежуточная теория Р.З.ЯнгузинаНачинает складываться в начале XIX в. Суть этой теории состоит в том, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена. Впервые мысль о равноправном вкладе угорских и тюркских предков в происхождении башкир высказал А.Шлецер. [20]. Аналогичные утверждения высказывали К. Край, А. Вамбери, и др. Среди российских учёных поддерживали теорию Н.Аристов, А.Дмитриев, С.А.Токарев[11] А.Плюшар о происхождении башкир писал: «по физическим чертам башкиры составляют нечто среднее между финном и турком и можно заключить с некоторою достоверностью, что они могли произойти от смешения финских и турецких, которые обитали здесь в начале н.э.»[21] Крупный финский языковед и этнограф А.Кастрен (1813—1852) считал, что «башкиры являются смесью остяков и татар, с которыми они, благодаря их местожительству, вынуждены были соприкасаться».[22]. В СССР эта теория не развивалась, возможно, вследствие обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу.[11] Недостатки теории Р.З.Янгузина: смешанный состав этноса это очевидный фактор, поскольку все этносы мира имеют от двух или более этнических субстратов. Поэтому в исторической науке не выделяют смешанный состав этноса в отдельную теорию этногенеза. Следует учесть, что никто из историков, кроме самого Р.З.Янгузина, всерьёз промежуточную теорию происхождения башкир не рассматривал[23]. Примечание
СсылкиФорум для обсуждения: Nations.unoforum.ruВнимание!!! Статьи будут периодически дополняться!
|
|
|