© shejere

Именьковская культура

Ареал именьковской культуры к концу VII века

Именьковская культура — раннесредневековая археологическая культура IVVII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская областьТатарстанУльяновская область). Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры - на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы - на севере до Самарской Луки - на юге с IV по VII вв. н.э.[1] Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково (тат. Имәнкискә) Лаишевского района РТ. Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворскойзарубинецкойчерняховской).[2] По пришествии в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. По мнению большинства исследователей, основным населением культуры были протобалты.

Содержание

Хозяйство

Именьковские племена первыми в Среднем Поволжье перешли к пашенному земледелию с применением плугов с железными наконечниками — ральниками. На ряде поселений именьковской культуры найдены остатки зерна. Анализы этих находок показали, что изучаемое население высевало пшеницу, рожьпросоовёсячменьгорох. Уборка урожая велась железными серпами, а также косами-горбушами. Зерно хранилось в ямах-кладовках. Для размола зерна использовались ручные жернова.

Культура

При исследовании поселений именьковской культуры выявлены остатки жилищ, сыродутных горнов для получения железа, мастерских для плавки меди и бронзы, изготовления посуды. Именьковская культура оказала значительное прогрессивное воздействие на соседние финно-угорские народы в плане распространения технологий земледелия, скотоводства и ремесла.

Генетические связи и этническая атрибуция

В. Ф. ГенингА. Х. Халиков, П. Н. Старостин связывали эту культуру с тюрками. Однако в последнее время становится всё более доказанной точка зрения А. П. Смирнова, развиваемая Г. И. Матвеевой, согласно которой именьковская культура связвается с культурой полей погребальных урн рубежа н. э. В частности, Г. И. Матвеева привела убедительные доказательства сходства материальной культуры именьковской и зарубинецкой культур, расположенной во II веке до н. э. — I веке н. э. в Среднем и, отчасти, Верхнем Поднепровье[3]. Некоторые учёные считают её балтской, другие видят в зарубинцах славян.[4] Этническая атрибуция культур во многом зависит от взгляда на проблему этногенеза славян и роли балтийского компонента в этнических процессах в Восточной Европе той эпохи. В. В. Напольских видит в именьковцах носителей какого-то изолированного балтославянского диалекта, близкого, но не идентичного праславянскому, который архаизировался, оказавшись на крайнем востоке прото-балтскогоареала. Об этом говорят заимствования из языка именьковцев, обнаруженные в волжско-финских и пермских языках[5].

Именьковцев собственно славянами считают В. В. Седов[6] и М. И. Жих[7], который связывает с именьковцами народ ас-сакалиба, локализуемый арабской письменной традицией на Средней Волге. В. В. Напольских при этом критикует данных исследователей за произвольное обращение с данными языка и специально отмечает, что не разделяет с ними ответственности за подобные выводы[8]. Е.П.Казаков относит именьковцев к хионитам[9].

Именьковская культура в современной политике

Вопрос этнической атрибуции именьковцев на сегодняшний день крайне политизирован и идеологизирован[10].

Современная официальная позиция властей Татарстана заключается в том, что именьковская культура была создана тюркскими племенами, либо этническая пренадлежность этой культуры сознательно не рассматривается. Этот взгляд широко пропагандируется в литературе, издаваемой в Татарстане, однако не признаётся археологами за пределами данной республики[11]. Именьковцы официально считаются предками казанских татар наравне с волжскими булгарами.[12] С другой стороны, русские националисты непременно хотят видеть в именьковцах славян.

Кроме того, рядом историков выдвигаются теории, указывающие скифо-сарматское или готское происхождение именьковцев.[13][14]

Примечания

  1.  Старостин П.Н. Именьковская культура
  2.  Об археологических открытиях на территории поселения Старая Майна (Богоявленское)
  3.  Матвеева Г. И. Некоторые итоги изучения именьковской культуры // Труды VI МКСА. Т. 3. Этногенез и этнокультурные контакты славян. С. 206—217.
  4.  Голдина Р. Д. Основные этапы взаимодействия финно-пермян с другими этносами в древности и средневековье (конец III тыс. до н. э. — XVI в. н. э.) // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня. Ижевск: УдГУ, 1996. С. 13-14.
  5.  Напольских В. В. Балто-славянский языковой компонент в Нижнем Прикамье в сер. I тыс. н. э. // Славяноведение. 2006. № 2. С. 3-19.
  6.  Этногенез ранних славян
  7.  Жих М. И. Об «именьковском языке»Его же. К вопросу об отражении проживания славян в Среднем Поволжье в I тыс. н. э. в письменных источниках
  8.  Напольских. Указ. соч.
  9.  Казаков Е.П. Коминтерновский II могильник в системе древностей эпохи тюркских каганатов//Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Самара, 1998.
  10.  Овчинников А. Дешевая историография (Ответ И. Л. Измайлову)
  11.  Овчинников А. В. Славянское присутствие
  12.  Преемница Великого Булгара : Республика Татарстан
  13.  Именьковцы | История татар
  14.  Русь, которая была-2

Ссылки


Форум для обсуждения: Nations.unoforum.ru

Внимание!!! Статьи будут периодически дополняться!

 

Бесплатный хостинг uCoz