Майкы-бийМайкы-бий (Байку, Байкы) - эмир и темник в войске Джучи-хана. Согласно Рашид ад-Дину, происходил из племени усун (уйсун, ушин, хушин)[1].
Майкы-бий в генеалогиях и преданияхМайкы-бий стоит у истоков родо-племенных генеалогий башкирских табынцев и ирэктинцев. К Майкы-бию ведут родословную табынские казахи и все казахи Старшего Жуза. Старший Жуз в большинстве считают себя потомками уйсунов, генеалогия казахов Старшего Жуза, воссозданная по преданиям Ч.Валихановым, выглядит, если отбросить боковые линии, так: Тобей->Уйсун-»Майкы. В генеалогиях, опубликованных Т.А.Жданко, узбеки и каракалпаки представлены родственными народами, так как у них общий предок — Майкы-бий. В предании, записанном в Кунгратском районе Каракалпакстана, дана генеалогическая схема, в которой Майкы-бий показан общим предком четырех народов: узбеков, каракалпаков, казахов и ногайцев. В составе узбеков, каракалпаков и ногайцев родо-племенных групп с этнонимом табын нет. Майкы-бий у этих народов считается родоначальником главным образом тех образований, которые имеют названия уйшин, ушин, уйшун, уйсун, усунь. Племя уйшун входило в состав кочевых узбеков [2], а затем — зеравшанских узбеков[3]. Род уйшун-митан зафиксирован также в составе каракалпаков. Родо-племенные образования сары-уйсунь, усон имеются в составе киргизов. Племя сары-усунь — одно из крупных образований казахов Старшего Жуза[4]. Столь огромное число генеалогий среди разных народов, возводящих своё начало к Майкы-бию - объясняется тем, что Майкы был знатным и известным темником. Народ из которого вышел Майкы-бий (согласно Рашид-ад-Дину это были хушины, уйсуны), после избрания Майкы в темники Джучи-хана, стали причислять себя к его потомкам. Башкирские генеалогии
Башкирские преданияВ кара-табынском шежере о Майкы-бие говорится: «...имя его Уйшин Майкы-бий»[5]. Правнуком Майкы-бия был Кара-табын-бий (другое имя Кара-Газиз), который и дал якобы начало кара-табынскому роду [6]. В одном из башкирских шежере [7] указано имя предка Майкы-бия — Төмән-би (Тумен-бий). Майкы-бий получил от Чингисхана, согласно преданиям и шежере табынских башкир, страну (ил), птицу — орла-стервятника, дерево—лиственницу, уран —салават [8]. Реальный смысл предания в том, что Майкы-бий был в числе покоренных или, вероятнее, покорившихся монголам степных владетелей, получивших от завоевателей подтверждение прежним привилегиям. Впрочем, об этом имеется прямое сообщение средневекового хрониста: Майкы-бий, «принеся подарки Чингисхану, стал его спутником, ездил вместе с Чингисханом в одной повозке» [9]. Казахские генеалогииУ Майкы было два сына - Ойсыл и Уйсуль. Уйсуль - предок Старшего Жуза казахов[10]. В другой казахской генеалогии потомками Майкы-бия показаны Абак (Аксакал) и Бахтияр, Абак прародитель родов ысты, шапырашты, ошакты, сарыуйсунь, албан, дулат[11]. Казахские преданияГенеалогия казахских табынцев также восходит к Уйшин или Уйшун Майкы-бию. Некоторые казахские исследователи появление этого эпитета приписывают влиянию усуней на предков табынцев [12]. В начале XX в. у казахских табынцев Г.Н.Потаниным записана легенда об избрании Чингисхана в темники: «Чингисхан, когда был ребенком, убежал вверх по реке Керулен на Алтае. Двенадцать биев во главе с Майкы пошли искать его, чтобы убедить стать ханом. Наконец, нашли Чингиса, построили телегу, в которую впряглись 11 биев, а Майкы-бий сел рядом с ханом и стал первым бием»[13]. Казахские табынцы Малого Жуза свою генеалогию также возводят к Майкы-бию[14]. Каракалпакские генеалогииКаракалпакские преданияВ предании, записанном К.Л.Задыхиной в 1947 г. в Кунгратском районе Каракалпакии, Майкы-бий также назван потомком Тумена[15]. Кумыкские и ногайские генеалогииКумыкские и ногайские преданияН. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX в. имел общего предка с ногайским родом уйсун, по имени Майкы-Бий.
2 ТуменСопоставление имени предка Майкы-бия - Тумена с Бумын-каганом, - является не более чем красивой легендой. В действительно антропоним Тумен указывает на то что Майкы-бий был эмиром, возглавлявшим тумен, т.е. войско в 10 тыс. человек, следовательно в предании мы имеем дело смешение военного термина 'тумен' - с вымышленным именем предка Майкы-бия. 3 Анализ Y-DNA3.1 БашкирыДНК-тест выявил у потомков родовых старшин ирэктинцев, считающих себя потомками Майкы-бия - гаплогруппу R1a. 3.2 КазахиДНК-тест некоторых казахских табынов и уйсунов выявил у них гаплогруппы С3 и J2a1. 4 Этногенез уйсунов и табынов на основе генетических данныхПринадлежность башкирских табынов и ирэктинцев к гаплогруппе R1a, а казахских табынов и уйсунов к гаплогруппам С3 и J2a1 - подтвердил разноэтнический состав средневековых уйсунов. Часть уйсунских родов такие как каратабын, каракалпак были R1a, другие рода - сарытабын и сарыуйсуны были из J2 и С3. Схожее деление на черные (кара) и желтые рода (сара) - было и у древних тюргешей. 5 Библиография
|
|
|