© shejere

Майкы-бий

Майкы-бий (Байку, Байкы) - эмир и темник в войске Джучи-хана. Согласно Рашид ад-Дину, происходил из племени усун (уйсун, ушин, хушин)[1].


Содержание

 

Майкы-бий в генеалогиях и преданиях

Майкы-бий стоит у истоков родо-племенных генеалогий башкирских табынцев и ирэктинцев. К Майкы-бию ведут родословную табынские казахи и все казахи Старшего Жуза. Старший Жуз в большинстве считают себя потомками уйсунов, генеалогия казахов Старшего Жуза, воссозданная по преданиям Ч.Валихановым, выглядит, если отбросить боковые линии, так: Тобей->Уйсун-»Майкы. В генеалогиях, опубликованных Т.А.Жданко, узбеки и каракалпаки представлены родственными народами, так как у них общий предок — Майкы-бий. В предании, записанном в Кунгратском районе Каракалпакстана, дана генеалогическая схема, в которой Майкы-бий показан общим предком четырех народов: узбеков, каракалпаков, казахов и ногайцев. В составе узбеков, каракалпаков и ногайцев родо-племенных групп с этнонимом табын нет. Майкы-бий у этих народов считается родоначальником главным образом тех образований, которые имеют названия уйшин, ушин, уйшун, уйсун, усунь. Племя уйшун входило в состав кочевых узбеков [2], а затем — зеравшанских узбеков[3]. Род уйшун-митан зафиксирован также в составе каракалпаков. Родо-племенные образования сары-уйсунь, усон имеются в составе киргизов. Племя сары-усунь — одно из крупных образований казахов Старшего Жуза[4].

Столь огромное число генеалогий среди разных народов, возводящих своё начало к Майкы-бию - объясняется тем, что Майкы был знатным и известным темником. Народ из которого вышел Майкы-бий (согласно Рашид-ад-Дину это были хушины, уйсуны), после избрания Майкы в темники Джучи-хана, стали причислять себя к его потомкам.

Башкирские генеалогии

  • Уйшин-Ташбуга-Сыра бий-Айдыр бий-Тумен бий...- его сын - Уйшин Майкы бий.
  • Сыновья Майкы-бия:
  • Сура бий (Кара Табынцы), Илек бий (Ирэкте Кара Табынцы), Солтан бий (западные табынцы).

Башкирские предания

В кара-табынском шежере о Майкы-бие говорится: «...имя его Уйшин Майкы-бий»[5]. Правнуком Майкы-бия был Кара-табын-бий (другое имя Кара-Газиз), который и дал якобы начало кара-табынскому роду [6].

В одном из башкирских шежере [7] указано имя предка Майкы-бия — Төмән-би (Тумен-бий).

Майкы-бий получил от Чингисхана, согласно преданиям и шежере табынских башкир, страну (ил), птицу — орла-стервятника, дерево—лиственницу, уран —салават [8]. Реальный смысл предания в том, что Майкы-бий был в числе покоренных или, вероятнее, покорившихся монголам степных владетелей, получивших от завоевателей подтверждение прежним привилегиям. Впрочем, об этом имеется прямое сообщение средневекового хрониста: Майкы-бий, «принеся подарки Чингисхану, стал его спутником, ездил вместе с Чингисханом в одной повозке» [9].

Казахские генеалогии

У Майкы было два сына - Ойсыл и Уйсуль. Уйсуль - предок Старшего Жуза казахов[10]. В другой казахской генеалогии потомками Майкы-бия показаны Абак (Аксакал) и Бахтияр, Абак прародитель родов ыстышапыраштыошактысарыуйсуньалбандулат[11].

Казахские предания

Генеалогия казахских табынцев также восходит к Уйшин или Уйшун Майкы-бию. Некоторые казахские исследователи появление этого эпитета приписывают влиянию усуней на предков табынцев [12].

В начале XX в. у казахских табынцев Г.Н.Потаниным записана легенда об избрании Чингисхана в темники: «Чингисхан, когда был ребенком, убежал вверх по реке Керулен на Алтае. Двенадцать биев во главе с Майкы пошли искать его, чтобы убедить стать ханом. Наконец, нашли Чингиса, построили телегу, в которую впряглись 11 биев, а Майкы-бий сел рядом с ханом и стал первым бием»[13].

Казахские табынцы Малого Жуза свою генеалогию также возводят к Майкы-бию[14].

Каракалпакские генеалогии

Каракалпакские предания

В предании, записанном К.Л.Задыхиной в 1947 г. в Кунгратском районе Каракалпакии, Майкы-бий также назван потомком Тумена[15].

Кумыкские и ногайские генеалогии

Кумыкские и ногайские предания

Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX в. имел общего предка с ногайским родом уйсун, по имени Майкы-Бий.

 

2 Тумен

Сопоставление имени предка Майкы-бия - Тумена с Бумын-каганом, - является не более чем красивой легендой. В действительно антропоним Тумен указывает на то что Майкы-бий был эмиром, возглавлявшим тумен, т.е. войско в 10 тыс. человек, следовательно в предании мы имеем дело смешение военного термина 'тумен' - с вымышленным именем предка Майкы-бия.

3 Анализ Y-DNA

3.1 Башкиры

ДНК-тест выявил у потомков родовых старшин ирэктинцев, считающих себя потомками Майкы-бия - гаплогруппу R1a.

3.2 Казахи

ДНК-тест некоторых казахских табынов и уйсунов выявил у них гаплогруппы С3 и J2a1.

4 Этногенез уйсунов и табынов на основе генетических данных

Принадлежность башкирских табынов и ирэктинцев к гаплогруппе R1a, а казахских табынов и уйсунов к гаплогруппам С3 и J2a1 - подтвердил разноэтнический состав средневековых уйсунов. Часть уйсунских родов такие как каратабын, каракалпак были R1a, другие рода - сарытабын и сарыуйсуны были из J2 и С3. Схожее деление на черные (кара) и желтые рода (сара) - было и у древних тюргешей.

5 Библиография

  1.  Рашид ад-Дин. Сборник летописей, 1952, I, С. 78; II, С. 274.
  2.  Семенов А.А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. «Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии», вып. 1. Сталинабад, 1954, С. 21.
  3.  Гребенкин А.Д. Узбеки. «Русский Туркестан», вып. II. М., 1872, С. 59, 84.
  4.  Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.
  5.  Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 164.
  6.  Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 163, 165.
  7.  Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 158.
  8.  Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 156.
  9.  Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 165.
  10.  Уйсун (Сарыуйсун).
  11.  Серикбол Кондыбай. II раздел. Чтение знака абак.
  12.  Аманжолов С.А. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, С. 32.
  13.  Потанин Г.Я. Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки. «Живая старина», год XXV, вып. 2—3. 1916, С. 50—51.
  14.  Аманжолов С.А. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, С. 32.
  15.  Задыхина К.Л. Узбеки дельты Аму-Дарьи. ТХАЭЭ, 1952, т. I. M. С. 343.


Бесплатный хостинг uCoz